Важно знать каждому
Общие

Почему не стоит бояться группового обучения?

У родителей часто есть ряд страхов и предубеждений против обучения детей в группе. Из-за этих стереотипов многие считают занятия на курсах «вторым сортом» по сравнению с индивидуальными. Разбираемся, что пугает родителей в групповом обучении!


Страх 1: в группе нет индивидуального подхода


Индивидуальный подход — это хорошо, но в избытке он может оказать ученику «медвежью услугу». Поступить мало — надо учиться дальше. И куда бы ученик ни собирался — в топовую школу, в университет — там неизбежно будет коллективное обучение. Более того: в престижных школах, в «архиве» которых тысячи высокобалльников, уроки у детей проходят тоже не наедине с учителем, а в классах по 20-30 человек. И то, что педагог не ведет учеников за руку от одного экзамена к другому, совершенно не мешает им успешно их сдавать.

Почему так происходит? Любой экзамен, любое отчетное мероприятие подразумевает, что ребенок делает все совершенно самостоятельно. Для этого ему требуется освоить ряд навыков за время учебы. И главный — умение самостоятельно находить собственные ошибки.

Занимаясь с репетитором, ребенок вырабатывает одну плохую привычку. Редкий репетитор воздержится от того, чтобы, увидев ошибку своего подопечного, никак этого не показать. А дети очень чутки в вопросе «что правильно, а что нет?» Они ждут подтверждения или опровержения своих действий от взрослых. И вскоре ребенок начинает не анализировать ошибки самостоятельно, а прислушиваться к реакции репетитора. Он становится зависимым от одобрения. Но на экзамене или олимпиаде ребенок останется один на один с учебным материалом и своими способностями. И здесь велик риск растеряться без привычной поддержки.

В группе же преподаватель не будет стоять над душой у каждого, «вылавливая» все недочеты еще до того, как их заметил сам ученик. Он будет анализировать типичные ошибки уже после того, как проверил работы. Таким образом, дети начинают понимать ход рассуждений и учатся «откатываться» к моменту, когда были допущены просчеты и возникли противоречия с заданием. Так возникает нужный навык анализа.


Страх 2: преподаватель, ведущий групповые занятия, недостаточно компетентен по сравнению с личным репетитором


На преподавателя в группе смотрят 15-20 пар глаз. А рассказывать такому количеству человек — совсем не то же, что одному. В таких условиях любая «халтура», любой педагогический провал будут замечены моментально. Поэтому педагог, ведущий группу, будет по умолчанию готовиться тщательнее, чем перед уроками с одним ребенком. Чтобы ученики не утомлялись и более эффективно осваивали материал, он применяет разные методики, переключает внимание детей с теории на практику, использует игровые технологии. И так на протяжении нескольких часов. Все это требует высокого профессионализма и умения взаимодействовать с детьми.


Страх 3: занимаясь в группе, ребенок не поймет объяснения преподавателя, а уточнить постесняется


Есть феномен: при первом объяснении темы на уроке у всех учеников появляется ощущение понимания, но оно обычно ошибочное.

Опытный преподаватель знает об этом и ищет разные способы обратной связи. Например, устраивает голосование с вариантами ответов по только что пройденным вопросам. Как правило, в первый раз большинство ошибается. Тогда преподаватель объясняет материал снова, уже с другими нюансами. Таким образом, дети несколько раз слышат одно и то же. А шутка «на третий раз учитель уже сам начал понимать» появилась не зря. Ребенок несколько раз слышит одно и то же, но по-разному, и с каждым разом понимает тему все лучше.

Если ученики все-таки что-то недопоняли, в группе всегда найдется кто-то, кто сформулирует и задаст вопрос. И так как «слепые места» статистически одни и те же из года в год, то, скорее всего, этот вопрос поможет прояснить тему еще нескольким ученикам. А остальные смогут еще раз закрепить свое понимание темы. Поэтому опытный педагог не подавляет, а поощряет активность учеников. Он знает: глупых вопросов нет, любой вопрос нужен и полезен.


Страх 4: дети с разными способностями перетягивают внимание на себя, и преподаватель не сможет уделить внимание всем


Преподаватель мысленно делит детей на подгруппы и с учетом этого формирует задания. Расслоение становится особенно заметным, когда начинается практика. Более сильные дети большую часть времени могут выполнять задания самостоятельно. В какой-то момент у таких учеников возникают вопросы. Как правило, им достаточно просто подсказать две-три фразы, чтобы непонимание разрешилось. Сильные ученики быстрее справляются с заданиями, и учитель дает им более сложные.

Основная часть детей приходят в группы со среднем уровнем знаний и не умеют долго заниматься сами. Поэтому, пока более сильные ученики выполняют задания посложнее, педагог работает с остальными, успевая объяснять им нюансы.


Страх 5: преподавателя в группе будут задерживать уставшие и отстающие ученики, и группа не успеет пройти все нужные темы до экзамена


Групповые занятия всегда продолжаются как минимум в два раза больше индивидуальных. Репетитор занимается с ребенком час, редко полтора. Отдельные героические личности выдерживают два часа. В любом случае, репетитор вынужден подстраиваться под ритм ребенка.

В группе занятие длится 2,5-3 часа. Дети устают в разное время, у каждого свой предел. Уставший ученик оглядывается по сторонам, видит, что все вокруг работают, и продолжает трудиться. В итоге у ученика растет выносливость, появляется умение распределять свои силы. Через месяц ребенок спокойно занимается эти часы с максимальным включением. А значит, успевает пройти больше материала и с большей эффективностью.

Кроме того, на курсовых занятиях есть учебный план. Преподаватель знает, что у него 70 занятий в год. Он может варьировать время, отведенное на разные темы. Но пройдет он с группой все, потому что у опытного педагога план отшлифован за годы работы.

Страхи и волнения родителей понятны: когда речь идет о детях, все стремятся сделать лучший выбор! Но система дополнительного образования не стоит на месте, расстановка сил постоянно меняется. Именно поэтому мы предлагаем ознакомиться с актуальным положением дел. И при выборе исходить не из страшилок, а из здравого смысла. В «ЕГЭбурге» формат группового обучения успешно работает уже 10 лет. Узнать наши лайфхаки можно на днях открытых дверей. Запись по ссылке: egeburg.ru/open_days