Важно знать каждому
Общие

Выйти из матрицы: особенности онлайн-обучения, о которых мало кто задумывается

В связи с недавней пандемией школам, университетам и образовательным центрам пришлось на некоторое время перейти на дистанционные занятия. Онлайн-уроки, вебинары и курсы стали невероятно популярны у людей разных возрастов и профессий. Разбираемся, подходит ли такой формат для школьников, в чем его преимущества и недостатки.

Дистанционные занятия имеют несколько очевидных, на первый взгляд, плюсов.

Во-первых, ученику никуда не надо ездить. Экономится время и деньги, потраченные на сборы и на саму дорогу. Не нужно вылезать из удобной пижамы. Вокруг привычная и комфортная обстановка, на столе рядом с ноутбуком или планшетом есть место для любимой кружки с чаем или кофе.

Во-вторых, онлайн-курсы часто стоят дешевле офлайновых.

В-третьих, из-за пандемии получили развитие разные обучающие площадки, на которых можно пробовать свои силы в тестовых, игровых и других интересных видах занятий. В том числе для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Словом, перспектива прокачивать навыки для сдачи экзаменов, не покидая любимое кресло, выглядит весьма заманчивой.

Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Особенно если речь о детях школьного возраста.

В чем подвох?


Ученики, выбирающие подготовку «на дому» за компьютером, сталкиваются с одной глобальной проблемой — отсутствием самоорганизации. Нюанс в том, что школьники еще не владеют этим навыком в нужной степени. А при отсутствии необходимой самодисциплины все блага вроде привычной домашней обстановки могут обернуться злом. Любимая кружка одним своим видом будет призывать прерваться и сходить на кухню за чаем. Домашняя пижама отнюдь не способствует собранности и сосредоточенности на занятии. А лежащий рядом с монитором или ноутбуком телефон начнет то и дело «подмигивать» новыми сообщениями во всех возможных мессенджерах. И редкий ученик сможет противостоять этим соблазнам.

Когда ученик готовится в классе, с группой, погружение в учебный материал намного глубже. Телефонами на курсах обычно запрещают пользоваться, так что ничего не отвлекает от занятия. Вокруг нейтральная, настраивающая на занятия обстановка учебной аудитории, а не собственная комната, где удобнее расслабляться и спать, чем трудиться. Ученик видит учителя, понимает, как тот горит этим предметом и загорается сам.

Преподавателю, к слову, тоже отнюдь не все равно, в каком формате преподносить информацию. Когда он рассказывает материал «вживую», то по одним взглядам детей, по царящей в аудитории атмосфере понимает, увлечены ли они занятием и понятно ли им. И в любой момент может снова «собрать» уставшую группу и вдохновить на продолжение занятия. Однако, каким бы опытным ни педагог был, но если перед ним не живые ученики, а множество маленьких окон с портретами, он не сможет увидеть по реакции детей, насколько они поняли материал. Если педагог нацелен на результат (а хороший педагог по умолчанию заинтересован в том, чтобы дети усвоили материал), ему придется придумывать множество способов получать обратную связь. И все равно останется сомнение в эффективности занятия для всех. Многие преподаватели, вынужденно прошедшие через дистанционное обучение, признаются, что это был достаточно тяжелый период.

«Я закончила объяснять тему, спрашиваю: «Поняли? — все молчат. Спрашиваю еще раз — опять все молчат. Предлагаю: «Задавайте вопросы!» — в ответ тишина. Начинаю волноваться и прошу: «Ну вы хоть плюсики нарисуйте, чтобы я знала, что вы меня слушаете и понимаете!» — делится воспоминаниями о вынужденном дистанте преподаватель информатики с многолетним опытом работы.

Следующим очевидным, казалось бы, преимуществом онлайн-обучения является его дешевизна в сравнении с офлайн-форматом. Но и здесь не все так просто. И такое ценообразование имеет под собой основу. Онлайн-лекции и вебинары часто ведутся в записи. Соответственно, их владельцы просто экономят на труде преподавателя, а значит, и на качестве образования своих учеников. Вот что говорит по этому поводу управляющий «ЕГЭбурга» Андрей Александрович Коновалов: «Очень часто ребенок влюбляется в предмет и занимается по нему в полную силу, потому что увлекается работой с конкретным преподавателем. На онлайн-платформе о силе личности преподавателя можно забыть. Воздействие учителя на ребенка через монитор ощутимо меньше, чем вживую. Особенно если педагог работает в записи. Нет диалога, нет живой реакции, а соответственно, у ребенка нет мотивации любить предмет и стараться. Получается разговор со стенкой, причем для обеих сторон».

Наконец, очень хорошо, что прогресс не стоит на месте, и сегодня ученик может проверять свои знания разными способами, в том числе при помощи онлайн-платформ. Но площадки с заданиями и расширенными лекциями хороши в качестве дополнения к офлайн-обучению. Дети проходят тему с преподавателем, а потом можно заглянуть на интернет-ресурс, пополнить свои сведения и в удовольствие прорешать тесты по пройденному материалу. Но сами по себе они не дадут именно нужной для подготовки к экзамену информации и не помогут ее структурировать. Нужен человек, который будет «фильтровать» этот поток и сможет отсеять лишнее.

При выборе формата обучения надо обязательно учитывать личностные особенности ребенка. Безусловно, отслеживать актуальные тенденции в образовании – это прекрасно. Но есть риск, что, увлекшись новым необычным форматом, школьник не получит базовых знаний и навыков. В «ЕГЭбурге» отдают предпочтение офлайн-подготовке. Почему именно, можно узнать, придя к нам на день открытых дверей. Записаться можно по ссылке: ekb.egeburg.ru/open_days