Объяснять, что такое ГДЗ, нет смысла. С ним давно знакомы и взрослые, и дети.
«ГДЗ по математике учебник…» - в поисковиках это самый популярный запрос начиная с сентября.
Нам стало интересно узнать, пользуются ли ребята ГДЗ, по каким предметам и почему? А как к этому относятся родители?
Результаты опроса среди детей показывают, что большинство учеников используют ГДЗ и, в основном, когда не понимают, как решить. А предметы-лидеры: математика, химия, иностранные языки. И обращаются ребята впервые к ГДЗ в 7-8 классе чаще всего.
Перейдём к ответам родителей.
Большая часть родителей сами не открывают сайты с готовыми домашними заданиями, некоторые относятся отрицательно, но самый высокий процент голосов набрали такие случаи: когда сложно, разрешаю; не замечали, главное - оценка.
А что, если сайты с ГДЗ заблокируют? Принесёт это пользу или наоборот навредит?
В начале учебного года на Всероссийском родительском собрании министр просвещения РФ Сергей Кравцов затронул вопрос о готовых домашних заданиях. По его мнению, сайты ГДЗ оказывают школьникам «медвежью услугу».
И это действительно так! У ребёнка при выполнении заданий возникают трудности, он пытается раз, пытается два, а на третий раз выбирает подсмотреть решения в ГДЗ. Один раз подсмотрел, затем опять, снова и снова. В конечном итоге ребёнок приходит к тому, чтобы списывать на постоянной основе. Зачем тратить своё время, ломать голову над решением, когда можно списать и получить ответ лёгким путём?
Но к чему приводит такое искушение?
Шаблонные решения никогда не заменят понимания темы. Если тема не усвоена, то в дальнейшем это нарушит смысловую цепь действий. Конечно, можно запомнить, как решать определенный тип задач, знай подставляй другие числа. Но стоит задаче изменить свой вид – и у ученика начинается ступор. А как решать?
Если бы он понимал тему, то мог бы видеть разные варианты решений, понимать, как одно вытекает из другого. Он бы чётко осознавал, какую формулу и почему именно её надо использовать для получения нужного результата.
Шаблоны решений таких взаимосвязей никогда не дадут.
Еще один минус. Часто в ответах ГДЗ приводится совершенно иное решение, чем смог бы придумать сам ученик - более сложное, либо, наоборот, сокращённое. Поэтому учитель легко может распознать, списал ребёнок или пришел к решению сам. Казалось бы, чем это чревато для ученика? Ответ же правильный. Но предложи ему решить у доски такой же пример с другими значениями - и он не сможет прийти к правильному ответу, потому что в решебнике полной цепочки действий не написали.
А что, если речь идет не об ответе у доски, а о контрольной? Или даже о вступительном экзамене? Привыкнув опираться на шаблонные «костыли», ученик начнёт паниковать при любом мало-мальски нестандартном задании. К чему это приведёт, догадаться нетрудно.
Частое использование решебников приводит к огромным пробелам в знаниях и нежеланию учиться. Так сиюминутная маленькая выгода оборачивается серьёзной проблемой на длинной дистанции.
Об опасностях привязанности к шаблонам рассказал наш выпускник 2024 года Дмитрий Веселков (100 баллов по русскому языку, 92 балла по математике):
«Есть ребята, которые думают: мы сделаем все задания по шаблону или хотя бы выучим какие-то формулировки. А нет, так не получится. При таком подходе маленький шаг влево или вправо от составителей – и ты сидишь и смотришь на КИМ круглыми глазами. А когда действительно понимаешь, что у тебя спрашивают, то выполнять задания намного проще».
ГДЗ только на первый взгляд ресурс, помогающий ученикам. К огромному сожалению, у ребят быстро появляется искушение списывать снова и снова. Поэтому важно изначально дать понять ребёнку, каких последствий можно ожидать от постоянного использования готовых домашних заданий.
Вот что говорит о ГДЗ наш преподаватель математики Татьяна Игоревна Шведова:
ГДЗ — это не добро и не зло, это просто инструмент. Вопрос только в том, как он используется.
Если ученик пытается решать домашку, и у него не получается, он может, конечно, открыть ГДЗ и найти там «вдохновение». Но лучше подойти к преподавателю и задать вопрос, попросить подсказку, либо попробовать обсудить задание с друзьями/одноклассниками/одногруппниками.
Если же цель - просто скатать, то вреда будет, конечно, больше, чем пользы. Не разобравшись, бездумно переписывать решение смысла нет, особенно при том, что в ГДЗ катастрофически часто встречаются ошибки и некорректное оформление. Домашнее задание даётся для закрепления материала, пройденного в школе/на курсах, и если ради галочки его переписать, абсолютно не вникая, смысла от этого не будет.
В конце концов, основная цель обучения — это знания и умение их применять, а не оценки за домашку.
Учителя на занятиях в ЕГЭбурге учат не опираться на два-три заученных шаблона, а обязательно искать разные пути решения. И не стесняться задавать вопросы. «Единственный глупый вопрос – не заданный» - принцип, которого придерживаются наши педагоги. И такой подход ежегодно дает плоды. Ученики, подготовленные у нас, не боятся изменений в заданиях, которые им обязательно «подсунет» ФИПИ.
Сайты ГДЗ пока не заблокируют по причине того, что они не несут прямой опасности. Несмотря на то, что Министерство просвещения знает о существовании множества сайтов с ГДЗ, каких-то конкретных действий в ведомстве предпринять не могут: юридических оснований для блокировки ресурсов не существует. Поэтому предупреждение Сергея Кравцова адресовано, по словам источника «Мела» (Медиапортал про образование и воспитание детей) в Минпросвещения, в первую очередь не админам сайтов с ГДЗ, а родителям, которые могут объяснить детям последствия постоянного списывания готовых ответов.
Теперь вы знаете, какие могут быть последствия использования ГДЗ. Будьте внимательны и осторожны, не навредите своему образование, не создавайте большие пробелы в знаниях. С домашкой ГДЗ поможет, а вот с экзаменом НЕТ!
Подготовиться к экзаменам и закрыть пробелы в учебе поможет ЕГЭбург! Подробности на сайте.