Важно знать каждому
Общие

Увидеть и помочь: справляется ли ребенок с учебой?

Высокая занятость родителей сегодня зачастую не позволяет им уделять достаточно внимания школьным делам их детей. К тому же, хочется, чтобы дети проявляли самостоятельность в учебе. Это понятная жизненная ситуация. Но в итоге семья часто спохватывается уже в старших классах. И оказывается, что у ребенка зияют гигантские пробелы в знаниях по всем предметам. Как избежать цейтнота? Как вовремя понять, нужно ли помочь ребенку с учебой, или он сам справляется?

Давайте для сравнения рассмотрим идеальную ситуацию, когда ребенку помощь точно не нужна:
  • Ребенок учится в профильном классе с углубленным изучением тех дисциплин, которые ему интересны и нужны для поступления в вуз.
  • У него не менее 5-6 занятий по выбранным предметам в неделю.
  • Он осваивает профильные дисциплины на 4 и 5.
При таких условиях родители могут быть спокойны. В любом ином случае остается поле для сомнений.


Как же все-таки разобраться, бить ли тревогу или позволить ребенку самому заниматься своей подготовкой?


Казалось бы, все просто — нужно смотреть на оценки. Если в семье растет хорошист или отличник, он с большой вероятностью успевает по нужным предметам и спокойно сдаст. В идеале. На практике все не несколько сложнее.

Оценки и реальные знания, увы, часто не соотносятся друг с другом. Например, ребенок может начать специально получать двойки, чтобы привлечь внимание родителей. Но даже не в столь экстремальном случае оценки не являются универсальным показателем. Ученику может быть просто скучно в обычной школе, поэтому он не проявляет внимания к контрольным работам, не слушает объяснения учителей на уроках и пренебрегает домашними заданиями. Как итог — бесконечные двойки и тройки у объективно сильного ученика.

Другая распространенная ситуация: перед нами школьник, обладающий хорошо развитой кратковременной памятью. Он знает, что родителям нужны его пятерки. Поэтому за 10 минут до опроса на уроке или до проверочной работы открывает книгу и визуально запоминает материал. И так прыгает от пятерки к пятерке. Но если спросить его о выученной теме через неделю, он даже не вспомнит, о чем речь. Об уровне знаний ученика и его готовности к экзаменам говорить тут, наверное, даже нет смысла.

Итак, если нельзя доверять только оценкам, то на что же еще ориентироваться?
Второй шаг – быть на связи с классным руководителем. И с учителем, который преподает нужные для поступления предметы. И регулярно интересоваться, как у ребенка идут дела именно по этим дисциплинам. Если удастся установить такой контакт с педагогами (а получается это не всегда) — очень хорошо. Только важно помнить, что знать предмет на базовом уровне и сдавать его как профильный — принципиально разные вещи.


Как точно избежать дополнительной подготовки к экзаменам?


В идеале об этой стратегии надо задумываться, еще когда ребенок готовится в первый класс. Не секрет, что сегодня огромный разброс программ для начальной школы. От головоломных, приводящих родителей в ужас («вундеркиндов поголовно воспитывают, что ли?!»), до элементарнейших, рассчитанных даже на самых слабых учеников. Прежде чем записать ребенка в школу, нужно узнать, по какой программе занимаются именно в ней с первого по четвертый класс. Потому что от того, на каком уровне ребенок привыкнет заниматься с самого начала и сколько базовых знаний и навыков он получит, во многом зависит его успеваемость в средней школе.

На втором этапе важно определиться с интересами ребенка. Понять, тянется ли он к гуманитарным или техническим дисциплинам. И чем раньше в этом вопросе появится определенность, тем лучше. Для этого необходимо экспериментировать. Предлагать ребенку заниматься математикой или языками на углубленном уровне и с действительно профессиональным преподавателем. Потому что многие родители сами делают выбор за детей, руководствуясь логикой: «В математике не разбирается, значит, точно гуманитарий». Хотя, возможно, предмет просто скучно преподают в школе.

Когда станет понятно, к чему тяготеет ребенок, ему стоит постараться поступить в соответствующую гимназию или лицей в класс по своему профилю. Почему это так важно?
В обычной общеобразовательной школе не все в классе собираются сдавать, например, биологию или химию. Учителю нужно создать адекватную нагрузку и для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ по данному предмету, и для тех, кому предмет для поступления не нужен. И сделать это в условиях, когда на ту же химию отводится час, хорошо если два, в неделю. Естественно, погрузиться в науку за такое время невозможно, и ученик волей-неволей получает только базовые сведения. Которых, разумеется, не хватит для поступления в медакадемию или на химфак университета. Так что, выбирая оставаться в общем образовательном потоке, ученик неизбежно рискует дальнейшей судьбой.

Как бы грустно это ни звучало для постоянно загруженных родителей, но, если вы хотите своевременно помочь ребенку хорошо сдать экзамены, нужно держать руку на пульсе. Следить за оценками (благо, сейчас это можно делать в любой момент через сетевой дневник). Общаться с классным руководителем и, если возможно, еще с преподавателями по важным для ребенка предметам. Ну и, конечно, убедиться, что эти предметы вообще есть, помочь ребенку определиться с интересами и в идеале поступить в хорошую профильную школу.


Подготовиться к поступлению в лучшие школы, получить углубленные знания по выбранным предметам или набрать недостающее число часов подготовки к экзамену можно в «ЕГЭбурге». На днях открытых дверей мы подробно рассказываем обо всех направлениях и возможностях, открытых для наших учеников. Участие в днях открытых дверей по предварительной записи на нашем сайте: egeburg.ru/open_days