Весь октябрь мы рассказываем вам о наших замечательных преподавателях. Как можно оказаться учителем «вопреки»? Общение с учениками – радость или печаль? Защищать ребенка от трудностей или готовить к ним? Обо этом вам сегодня поведают педагоги ЕГЭбурга.
Наталья Рудольфовна Зернова:
Как вы решили стать учителем?
Я хорошо помню все шаги, которые привели меня к профессии. Но как у меня появилось это желание, какой первоначальный импульс меня сподвиг– не помню.
Я училась в 9-й гимназии, причем более чем прилично, физика и математика были для меня не чужими. Мои одноклассники поступали в МФТИ, Бауманку и прочие статусные вузы страны. А меня понесло на филфак. Причем совершенно осознанно. Я шла туда с мыслью стать учителем русского языка и литературы. Мое желание часто натыкалось на неприятие окружающих. И моих родителей, и моего научного руководителя.
Я ушла в 13-ю гимназию. И скажу, что никогда не чувствовала, что профессия учителя мне дается легко. Она требовала от меня титанических усилий. И до сих пор учителем мне быть тяжело. Но эта профессия меня сделала.
Так что я не знаю, как стала учителем. Просто пришло решение в голову. И, как человек последовательный, я решила не отказываться. И, может быть, доказать себе и окружающим, что невозможное возможно.
Учитель – это…
Конечно, это неимоверный труд, знание своей профессии, умение найти подход к детям. Но для меня учитель – это умение быть самим собой. Помню, в детстве я болела, а нашу учительницу русского языка в это время заменяла другая учительница. И моя подружка мне рассказала с ужасом: «Представляешь, она сняла очки и протерла их о край своего платья! Так не может поступать настоящий учитель!» Нет, может. Настоящий учитель – это нормальный, естественный человек. Для того, чтобы мой ученик сам был искренним, чтобы он честно реагировал на ситуации, которые его радуют или возмущают, чтобы в своих сочинениях писал то, о чем на самом деле думает – я должна ему показывать, что значит быть самим собой. И тогда он не станет пластиковым. Не будет изображать что-то, при этом не понимая сам себя. А, возможно, не побоится быть искренним и даже где-то беззащитным.
Я всегда вижу, как реагируют дети на то, как я им что-то рассказываю на уроках. Когда я искренна, они могут даже заплакать вместе со мной над произведением. А если я очень стараюсь что-то изобразить, то они никогда не заплачут. Учитель может показать ребенку, каким человек может быть – не идеальным, не пластиковым, а нормальным.
Что делает вас счастливой как учителя?
Конечно, я радуюсь, когда мои ученики хорошо сдают ЕГЭ. И, конечно, очень переживаю, когда они вдруг не достигают результата, на который мы вместе рассчитывали. Но мне каждый год нравится по-учительски очаровываться детьми, открывать их для себя. Понимать, какие они замечательные. И понимать, что вот есть мой предмет. А есть дети, которым я могу помочь. И эта мысль – что я могу кому-то помочь – очень важна! Я делаю все, что могу, чтобы с помощью своего предмета сделать успешной судьбу детей.
Как вы решили стать учителем?
Я хорошо помню все шаги, которые привели меня к профессии. Но как у меня появилось это желание, какой первоначальный импульс меня сподвиг– не помню.
Я училась в 9-й гимназии, причем более чем прилично, физика и математика были для меня не чужими. Мои одноклассники поступали в МФТИ, Бауманку и прочие статусные вузы страны. А меня понесло на филфак. Причем совершенно осознанно. Я шла туда с мыслью стать учителем русского языка и литературы. Мое желание часто натыкалось на неприятие окружающих. И моих родителей, и моего научного руководителя.
Я ушла в 13-ю гимназию. И скажу, что никогда не чувствовала, что профессия учителя мне дается легко. Она требовала от меня титанических усилий. И до сих пор учителем мне быть тяжело. Но эта профессия меня сделала.
Так что я не знаю, как стала учителем. Просто пришло решение в голову. И, как человек последовательный, я решила не отказываться. И, может быть, доказать себе и окружающим, что невозможное возможно.
Учитель – это…
Конечно, это неимоверный труд, знание своей профессии, умение найти подход к детям. Но для меня учитель – это умение быть самим собой. Помню, в детстве я болела, а нашу учительницу русского языка в это время заменяла другая учительница. И моя подружка мне рассказала с ужасом: «Представляешь, она сняла очки и протерла их о край своего платья! Так не может поступать настоящий учитель!» Нет, может. Настоящий учитель – это нормальный, естественный человек. Для того, чтобы мой ученик сам был искренним, чтобы он честно реагировал на ситуации, которые его радуют или возмущают, чтобы в своих сочинениях писал то, о чем на самом деле думает – я должна ему показывать, что значит быть самим собой. И тогда он не станет пластиковым. Не будет изображать что-то, при этом не понимая сам себя. А, возможно, не побоится быть искренним и даже где-то беззащитным.
Я всегда вижу, как реагируют дети на то, как я им что-то рассказываю на уроках. Когда я искренна, они могут даже заплакать вместе со мной над произведением. А если я очень стараюсь что-то изобразить, то они никогда не заплачут. Учитель может показать ребенку, каким человек может быть – не идеальным, не пластиковым, а нормальным.
Что делает вас счастливой как учителя?
Конечно, я радуюсь, когда мои ученики хорошо сдают ЕГЭ. И, конечно, очень переживаю, когда они вдруг не достигают результата, на который мы вместе рассчитывали. Но мне каждый год нравится по-учительски очаровываться детьми, открывать их для себя. Понимать, какие они замечательные. И понимать, что вот есть мой предмет. А есть дети, которым я могу помочь. И эта мысль – что я могу кому-то помочь – очень важна! Я делаю все, что могу, чтобы с помощью своего предмета сделать успешной судьбу детей.
Руслан Камильевич Латыпов:
Как вы решили стать учителем?
Чистая случайность. По профессии я не педагог. Но, проработав два месяца по специальности, я понял, что мне очень скучно, и решил пойти учителем в свою же школу)
Что делает вас счастливым как учителя?
Когда ученики заканчивают 11 класс, они мыслят быстрее меня и уже в каком-то смысле умнее меня. Если они превосходят меня – значит, я справился.
В чем вы видите ваше педагогическое предназначение?
В том, чтобы привносить в жизнь учеников некий разум и логику. Чтобы они видели причинно-следственную связь и боролись именно с причинами, а не с последствиями своих действий.
Еще важный момент. Когда ученики кричат, что им тяжело, а потом, через год-два, приходят ко мне и говорят, что я был прав, и что они, благодаря мне, были готовы к учебе в институте – вот это очень приятно.
Как вы решили стать учителем?
Чистая случайность. По профессии я не педагог. Но, проработав два месяца по специальности, я понял, что мне очень скучно, и решил пойти учителем в свою же школу)
Что делает вас счастливым как учителя?
Когда ученики заканчивают 11 класс, они мыслят быстрее меня и уже в каком-то смысле умнее меня. Если они превосходят меня – значит, я справился.
В чем вы видите ваше педагогическое предназначение?
В том, чтобы привносить в жизнь учеников некий разум и логику. Чтобы они видели причинно-следственную связь и боролись именно с причинами, а не с последствиями своих действий.
Еще важный момент. Когда ученики кричат, что им тяжело, а потом, через год-два, приходят ко мне и говорят, что я был прав, и что они, благодаря мне, были готовы к учебе в институте – вот это очень приятно.
Елена Владиславовна Старченко:
Как вы решили стать учителем?
У меня даже не было такого момента - хочу или не хочу. Я всегда знала, что буду работать с детьми. Еще в какой-то момент я колебалась - думала всё же идти в медицинский. Но когда я сидела на первой паре по педагогике, я поняла, что сделала правильный выбор. Тем более, что у меня в семье целая династия педагогов.
Учитель - это …
Ответственность за будущее нашего человечества. Вроде бы, Уинстон Черчилль сказал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У нас вход в класс прямо с кафедры, и я налепила наклейку на дверь: «Учитель, за этой дверью создается Человек. Входи с любовью и ответственностью». В силу большой загруженности, своих личных проблем мы забываем, что то, что мы делаем - не обыденность. Мы сеем доброе, вечное. Как труд учителя может быть обыкновенным, если ты очень сильно влияешь на детей, а в классе в лицее, где я работаю, половина детей будут потом делать что-то великое? И нам надо не забывать про это.
Что вас делает счастливой как педагога?
Успехи моих учеников. Для меня учитель — это не тот, кто цепляет себе на грудь медали, награды. Учитель – тот, кто действительно продолжается в своем ученике. Учитель - тот, кто стоит не впереди, он стоит сразу же за спиной.
Как вы решили стать учителем?
У меня даже не было такого момента - хочу или не хочу. Я всегда знала, что буду работать с детьми. Еще в какой-то момент я колебалась - думала всё же идти в медицинский. Но когда я сидела на первой паре по педагогике, я поняла, что сделала правильный выбор. Тем более, что у меня в семье целая династия педагогов.
Учитель - это …
Ответственность за будущее нашего человечества. Вроде бы, Уинстон Черчилль сказал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У нас вход в класс прямо с кафедры, и я налепила наклейку на дверь: «Учитель, за этой дверью создается Человек. Входи с любовью и ответственностью». В силу большой загруженности, своих личных проблем мы забываем, что то, что мы делаем - не обыденность. Мы сеем доброе, вечное. Как труд учителя может быть обыкновенным, если ты очень сильно влияешь на детей, а в классе в лицее, где я работаю, половина детей будут потом делать что-то великое? И нам надо не забывать про это.
Что вас делает счастливой как педагога?
Успехи моих учеников. Для меня учитель — это не тот, кто цепляет себе на грудь медали, награды. Учитель – тот, кто действительно продолжается в своем ученике. Учитель - тот, кто стоит не впереди, он стоит сразу же за спиной.
Виктор Сергеевич Войнов:
Как вы решили стать учителем?
Здесь нет ответа лучше, чем «так исторически сложилось». Старшие курсы университета, работать на заводе не очень интересно. Куда пойти работать, чтобы совмещать с учебой? Начал трудиться на курсах подготовки. И моя знакомая попросила подготовить ребенка в частной школе к сдаче экзамена. Я позанимался с ним полгода, руководство школы сочло, что я хорошо справился. Предложили поработать у них. Одно потянулось за другим – и вот я в СУНЦе. Цепочка решений, которые привели сюда.
Учитель – это…
В этом определении слишком много смыслов. Работа учителя – это формирование личности. Когда я только начал работать в школе, у нас была замечательная методист. И она говорила: «У вас дети проходят потоком перед глазами, сменяя класс классом. А они вас запоминают на всю жизнь».
В чем вы видите свое предназначение как учителя?
Был советский академик Арнольд – звезда мировой величины. У него есть книга: «Задачи для детей от 5 до 15 лет». Начинается она с очень простых задач. А ближе к концу такие задачи, что их решит не каждый выпускник вуза. Мне нужно сделать так, чтобы дети могли решать хотя бы половину заданий из этой книги. Дать ученикам понимание, что математика – универсальный язык окружающего нас мира. И что мир огромный, загадочный, в нем много интересного, и исследовать его – это занятие, которому можно посвятить всю жизнь.
Что делает вас счастливым как педагога?
Я ищу ответ на этот вопрос лет 10, но так и не нашел. Наверное, главное – общение с учениками. Вспоминаю проклятые времена ковида, когда на занятиях приходилось вещать в пустоту. Плохая обратная связь лучше, чем ее полное отсутствие. Так что я пока не понял, что делает меня счастливым, зато понял, что делает несчастным – отсутствие обратной связи от учеников.
Мы гордимся нашими учителями и сами бы с удовольствием поучились у них. А вас ждет еще выпуск интервью. Не пропустите!
Как вы решили стать учителем?
Здесь нет ответа лучше, чем «так исторически сложилось». Старшие курсы университета, работать на заводе не очень интересно. Куда пойти работать, чтобы совмещать с учебой? Начал трудиться на курсах подготовки. И моя знакомая попросила подготовить ребенка в частной школе к сдаче экзамена. Я позанимался с ним полгода, руководство школы сочло, что я хорошо справился. Предложили поработать у них. Одно потянулось за другим – и вот я в СУНЦе. Цепочка решений, которые привели сюда.
Учитель – это…
В этом определении слишком много смыслов. Работа учителя – это формирование личности. Когда я только начал работать в школе, у нас была замечательная методист. И она говорила: «У вас дети проходят потоком перед глазами, сменяя класс классом. А они вас запоминают на всю жизнь».
В чем вы видите свое предназначение как учителя?
Был советский академик Арнольд – звезда мировой величины. У него есть книга: «Задачи для детей от 5 до 15 лет». Начинается она с очень простых задач. А ближе к концу такие задачи, что их решит не каждый выпускник вуза. Мне нужно сделать так, чтобы дети могли решать хотя бы половину заданий из этой книги. Дать ученикам понимание, что математика – универсальный язык окружающего нас мира. И что мир огромный, загадочный, в нем много интересного, и исследовать его – это занятие, которому можно посвятить всю жизнь.
Что делает вас счастливым как педагога?
Я ищу ответ на этот вопрос лет 10, но так и не нашел. Наверное, главное – общение с учениками. Вспоминаю проклятые времена ковида, когда на занятиях приходилось вещать в пустоту. Плохая обратная связь лучше, чем ее полное отсутствие. Так что я пока не понял, что делает меня счастливым, зато понял, что делает несчастным – отсутствие обратной связи от учеников.
Мы гордимся нашими учителями и сами бы с удовольствием поучились у них. А вас ждет еще выпуск интервью. Не пропустите!