Знакомство с преподавателем

"Учитель может показать ребенку, каким человек может быть – не идеальным, не пластиковым, а нормальным"

Весь октябрь мы рассказываем вам о наших замечательных преподавателях. Как можно оказаться учителем «вопреки»? Общение с учениками – радость или печаль? Защищать ребенка от трудностей или готовить к ним? Обо этом вам сегодня поведают педагоги ЕГЭбурга.
Наталья Рудольфовна Зернова:

Как вы решили стать учителем?

Я хорошо помню все шаги, которые привели меня к профессии. Но как у меня появилось это желание, какой первоначальный импульс меня сподвиг– не помню.

Я училась в 9-й гимназии, причем более чем прилично, физика и математика были для меня не чужими. Мои одноклассники поступали в МФТИ, Бауманку и прочие статусные вузы страны. А меня понесло на филфак. Причем совершенно осознанно. Я шла туда с мыслью стать учителем русского языка и литературы. Мое желание часто натыкалось на неприятие окружающих. И моих родителей, и моего научного руководителя.

Я ушла в 13-ю гимназию. И скажу, что никогда не чувствовала, что профессия учителя мне дается легко. Она требовала от меня титанических усилий. И до сих пор учителем мне быть тяжело. Но эта профессия меня сделала.

Так что я не знаю, как стала учителем. Просто пришло решение в голову. И, как человек последовательный, я решила не отказываться. И, может быть, доказать себе и окружающим, что невозможное возможно.

Учитель – это…

Конечно, это неимоверный труд, знание своей профессии, умение найти подход к детям. Но для меня учитель – это умение быть самим собой. Помню, в детстве я болела, а нашу учительницу русского языка в это время заменяла другая учительница. И моя подружка мне рассказала с ужасом: «Представляешь, она сняла очки и протерла их о край своего платья! Так не может поступать настоящий учитель!» Нет, может. Настоящий учитель – это нормальный, естественный человек. Для того, чтобы мой ученик сам был искренним, чтобы он честно реагировал на ситуации, которые его радуют или возмущают, чтобы в своих сочинениях писал то, о чем на самом деле думает – я должна ему показывать, что значит быть самим собой. И тогда он не станет пластиковым. Не будет изображать что-то, при этом не понимая сам себя. А, возможно, не побоится быть искренним и даже где-то беззащитным.

Я всегда вижу, как реагируют дети на то, как я им что-то рассказываю на уроках. Когда я искренна, они могут даже заплакать вместе со мной над произведением. А если я очень стараюсь что-то изобразить, то они никогда не заплачут. Учитель может показать ребенку, каким человек может быть – не идеальным, не пластиковым, а нормальным.

Что делает вас счастливой как учителя?

Конечно, я радуюсь, когда мои ученики хорошо сдают ЕГЭ. И, конечно, очень переживаю, когда они вдруг не достигают результата, на который мы вместе рассчитывали. Но мне каждый год нравится по-учительски очаровываться детьми, открывать их для себя. Понимать, какие они замечательные. И понимать, что вот есть мой предмет. А есть дети, которым я могу помочь. И эта мысль – что я могу кому-то помочь – очень важна! Я делаю все, что могу, чтобы с помощью своего предмета сделать успешной судьбу детей.
Руслан Камильевич Латыпов:

Как вы решили стать учителем?

Чистая случайность. По профессии я не педагог. Но, проработав два месяца по специальности, я понял, что мне очень скучно, и решил пойти учителем в свою же школу)

Что делает вас счастливым как учителя?

Когда ученики заканчивают 11 класс, они мыслят быстрее меня и уже в каком-то смысле умнее меня. Если они превосходят меня – значит, я справился.

В чем вы видите ваше педагогическое предназначение?

В том, чтобы привносить в жизнь учеников некий разум и логику. Чтобы они видели причинно-следственную связь и боролись именно с причинами, а не с последствиями своих действий.

Еще важный момент. Когда ученики кричат, что им тяжело, а потом, через год-два, приходят ко мне и говорят, что я был прав, и что они, благодаря мне, были готовы к учебе в институте – вот это очень приятно.
Елена Владиславовна Старченко:

Как вы решили стать учителем?

У меня даже не было такого момента - хочу или не хочу. Я всегда знала, что буду работать с детьми. Еще в какой-то момент я колебалась - думала всё же идти в медицинский. Но когда я сидела на первой паре по педагогике, я поняла, что сделала правильный выбор. Тем более, что у меня в семье целая династия педагогов.

Учитель - это …

Ответственность за будущее нашего человечества. Вроде бы, Уинстон Черчилль сказал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У нас вход в класс прямо с кафедры, и я налепила наклейку на дверь: «Учитель, за этой дверью создается Человек. Входи с любовью и ответственностью». В силу большой загруженности, своих личных проблем мы забываем, что то, что мы делаем - не обыденность. Мы сеем доброе, вечное. Как труд учителя может быть обыкновенным, если ты очень сильно влияешь на детей, а в классе в лицее, где я работаю, половина детей будут потом делать что-то великое? И нам надо не забывать про это.

Что вас делает счастливой как педагога?

Успехи моих учеников. Для меня учитель — это не тот, кто цепляет себе на грудь медали, награды. Учитель – тот, кто действительно продолжается в своем ученике. Учитель - тот, кто стоит не впереди, он стоит сразу же за спиной.
Виктор Сергеевич Войнов:

Как вы решили стать учителем?

Здесь нет ответа лучше, чем «так исторически сложилось». Старшие курсы университета, работать на заводе не очень интересно. Куда пойти работать, чтобы совмещать с учебой? Начал трудиться на курсах подготовки. И моя знакомая попросила подготовить ребенка в частной школе к сдаче экзамена. Я позанимался с ним полгода, руководство школы сочло, что я хорошо справился. Предложили поработать у них. Одно потянулось за другим – и вот я в СУНЦе. Цепочка решений, которые привели сюда.

Учитель – это…

В этом определении слишком много смыслов. Работа учителя – это формирование личности. Когда я только начал работать в школе, у нас была замечательная методист. И она говорила: «У вас дети проходят потоком перед глазами, сменяя класс классом. А они вас запоминают на всю жизнь».

В чем вы видите свое предназначение как учителя?

Был советский академик Арнольд – звезда мировой величины. У него есть книга: «Задачи для детей от 5 до 15 лет». Начинается она с очень простых задач. А ближе к концу такие задачи, что их решит не каждый выпускник вуза. Мне нужно сделать так, чтобы дети могли решать хотя бы половину заданий из этой книги. Дать ученикам понимание, что математика – универсальный язык окружающего нас мира. И что мир огромный, загадочный, в нем много интересного, и исследовать его – это занятие, которому можно посвятить всю жизнь.

Что делает вас счастливым как педагога?

Я ищу ответ на этот вопрос лет 10, но так и не нашел. Наверное, главное – общение с учениками. Вспоминаю проклятые времена ковида, когда на занятиях приходилось вещать в пустоту. Плохая обратная связь лучше, чем ее полное отсутствие. Так что я пока не понял, что делает меня счастливым, зато понял, что делает несчастным – отсутствие обратной связи от учеников.

Мы гордимся нашими учителями и сами бы с удовольствием поучились у них. А вас ждет еще выпуск интервью. Не пропустите!