Преподаватели ЕГЭбурга знают все правила, по которым работает Мироздание. И что случится, если эти правила отменить.
Вы бы хотели, чтобы пропала гравитация или перестал действовать другой закон физики?
Татьяна Владимировна:
Нет, конечно. Все же сломается, даже если нарушится не на день, а на миг.
Иннокентий Олегович:
Сложно оценить ущерб, который тогда произойдет. Когда начинаешь об этом думать, всегда останавливаешься на мысли: «Да ну его, пусть лучше работает!»
Например, мы вместе с Землей проходим 30 километров в секунду. А если Земля возьмет и остановится? Нас же мгновенно по стенке размажет! Так что хоть бы оно поработало подольше.
Есть мнение, что физика - главная наука. Потому что она буквально везде вокруг нас. Согласны ли вы с этим утверждением?
Иннокентий Олегович:
Пожалуй, нет. Я придерживаюсь мнения, что царица наук – это философия. То, как человек смотрит на мир, определяется именно философией. А физика зародилась как одно из ее ответвлений.
Татьяна Владимировна:
Сложно выделить одну главную науку. Я бы назвала весь естественно-научный цикл «физика-химия-биология». То, что изучает нас и мир вокруг нас.
С какими стереотипами о физике и физиках вы сталкиваетесь?
Татьяна Владимировна:
Всегда, когда я говорю, что учитель, все реагируют так: «Ага, да, а чему учишь?» - «Физике». И все ахают. Не выгляжу, видимо, как «настоящий» учитель физики.
Иннокентий Олегович:
Я не сталкиваюсь со стереотипами, только со стереотипными ошибками. Например, когда ко мне приходят семиклассники и говорят, что вес - это масса. И приходится все объяснять заново. Но вот недавно оказалось, что дети думают, что физики либо как я, либо как Оппенгеймер. Вспомнил! Раньше был стереотип о физиках как об оторванных от жизни людях, но сейчас такого нет.
Ваша ассоциация со словом «физика»?
Татьяна Владимировна:
Перед моими глазами возникает зеленая доска, где мелом написаны формулы.
Иннокентий Олегович:
Электричество. Работа.
Для чего всем надо знать физику? И надо ли её знать всем?
Иннокентий Олегович:
Никому ничего знать не надо. Если человек доволен, то и здорово. Но есть пытливые умы, которым важно узнавать новое. И вот для них мы и работаем. Конечно, лучше знать, чем не знать. Чем шире кругозор, тем сам человек интереснее. Если у человека цель – стать интересным для окружающих, то надо изучать все, в том числе физику. Если ему важно понимать, что происходит вокруг, надо изучать именно физику. А если ничего не надо, то можно сидеть ровно, и все равно все будет хорошо. Но не так, как у тех, кто хочет что-то знать.
Какой раздел физики больше всего любят дети в ЕГЭбурге?
Иннокентий Олегович:
Семиклашки – движение, потому что они проходят задачи про движение с 4-5 класса. Математики у нас коварно стащили эту тему и преподают детям раньше, чем в школе начинается физика.
В восьмом классе мы традиционно проходим две глобальные темы – тепловые явления и постоянный ток. И обе даются детям достаточно легко.
Физика – это больше заучивание или понимание?
Иннокентий Олегович:
Смотря какая цель. Если нужно только сдать экзамен, то можно все заучить. Не совсем понятно, правда, зачем это надо. Но, допустим, человек хочет стать летчиком, а для этого надо сдать физику. Но если ты видишь себя и свою деятельность в области физики, то без понимания никуда.
Татьяна Владимировна:
Для учеников непрофильных классов физика часто сводится к тому, чтобы заучить формулы и подставить цифры. Соответственно, дети пытаются вывезти этот предмет на зубрежке. И получают боль и страдания. Поэтому важно простроить у себя в голове логические связи и понимание, что формулы – это не набор закорючек. Я говорю ученикам, что мы будем учиться переводить с русского языка на математический. Потому что любую формулу можно описать предложением, которое рассказывает, что творится в мире.
Конечно, есть вещи, которые надо просто знать. Те же самые формулы не будешь выводить каждый раз. Но у тебя должна быть возможность вывести что-то забытое самостоятельно.
Есть ли у вас какой-то лайфхак в запоминании законов, формул, который вы даете детям в ЕГЭбурге?
Татьяна Владимировна:
Явных лайфхаков нет. Иногда пользуюсь мнемоникой.
Иннокентий Олегович:
Первое, что приходит на ум - когда я рассказываю о законе Ома, то рисую картинку, как Винни-Пух застрял у Кролика в норе. Винни-Пух – это сила тока, нора – это сопротивление, а вытягивающие Пуха Кролик и Пятачок – это напряжение. Рисую я отвратительно, детям весело, и они лучше запоминают.
Вы чему-то учитесь у своих учеников?
Татьяна Владимировна:
Конечно! Дети постоянно озадачивают чем-то интересным. Иногда задают настолько сложные вопросы, что я прихожу в учительскую и говорю: «Коллеги, что здесь происходит?» - и мы всю перемену обсуждаем подкинутую ребенком задачу.
Можно ли в физике сегодня открыть что-то новое?
Иннокентий Олегович:
Конечно! Над этим идут постоянные работы. Сейчас мы подошли к границам теории относительности. Ученые ищут новые теории и разрабатывают их подтверждение. Есть разделы физики, которые однозначно завершены, и там все хорошо работает. Например, статистическая физика. А есть те, где мы еще не все понимаем. Элементарно: еще недавно не было синих светодиодов. Сейчас работают над квантовым компьютером. Физика на месте не стоит.
Как сделать физику популярной у детей?
Иннокентий Олегович:
Во-первых, нужны молодые учителя. Сейчас в школах дефицит физики, преподают ее разные учителя понемногу, никакой системы, дети приходят к выводу, что это не предмет, а ерунда.
Во-вторых, нужно качественное оборудование для лабораторных работ и больше часов под них. Надо, чтобы у детей была практика, чтобы ребенок, проводя опыт, весь облился водой и залил все вокруг, чтобы вытирал ее потом десять тысяч лет и думал: «Ух ты, я занимаюсь физикой! Весь в воде, но как это прикольно!»
Я вижу огромную пользу от компьютерных симуляторов по физике. Дети и так всегда в телефонах. Они могли бы собирать схемы или делать еще что-то похожее. И домашку можно было бы задавать в формате тех же игр.
Вы бы хотели, чтобы пропала гравитация или перестал действовать другой закон физики?
Татьяна Владимировна:
Нет, конечно. Все же сломается, даже если нарушится не на день, а на миг.
Иннокентий Олегович:
Сложно оценить ущерб, который тогда произойдет. Когда начинаешь об этом думать, всегда останавливаешься на мысли: «Да ну его, пусть лучше работает!»
Например, мы вместе с Землей проходим 30 километров в секунду. А если Земля возьмет и остановится? Нас же мгновенно по стенке размажет! Так что хоть бы оно поработало подольше.
Есть мнение, что физика - главная наука. Потому что она буквально везде вокруг нас. Согласны ли вы с этим утверждением?
Иннокентий Олегович:
Пожалуй, нет. Я придерживаюсь мнения, что царица наук – это философия. То, как человек смотрит на мир, определяется именно философией. А физика зародилась как одно из ее ответвлений.
Татьяна Владимировна:
Сложно выделить одну главную науку. Я бы назвала весь естественно-научный цикл «физика-химия-биология». То, что изучает нас и мир вокруг нас.
С какими стереотипами о физике и физиках вы сталкиваетесь?
Татьяна Владимировна:
Всегда, когда я говорю, что учитель, все реагируют так: «Ага, да, а чему учишь?» - «Физике». И все ахают. Не выгляжу, видимо, как «настоящий» учитель физики.
Иннокентий Олегович:
Я не сталкиваюсь со стереотипами, только со стереотипными ошибками. Например, когда ко мне приходят семиклассники и говорят, что вес - это масса. И приходится все объяснять заново. Но вот недавно оказалось, что дети думают, что физики либо как я, либо как Оппенгеймер. Вспомнил! Раньше был стереотип о физиках как об оторванных от жизни людях, но сейчас такого нет.
Ваша ассоциация со словом «физика»?
Татьяна Владимировна:
Перед моими глазами возникает зеленая доска, где мелом написаны формулы.
Иннокентий Олегович:
Электричество. Работа.
Для чего всем надо знать физику? И надо ли её знать всем?
Иннокентий Олегович:
Никому ничего знать не надо. Если человек доволен, то и здорово. Но есть пытливые умы, которым важно узнавать новое. И вот для них мы и работаем. Конечно, лучше знать, чем не знать. Чем шире кругозор, тем сам человек интереснее. Если у человека цель – стать интересным для окружающих, то надо изучать все, в том числе физику. Если ему важно понимать, что происходит вокруг, надо изучать именно физику. А если ничего не надо, то можно сидеть ровно, и все равно все будет хорошо. Но не так, как у тех, кто хочет что-то знать.
Какой раздел физики больше всего любят дети в ЕГЭбурге?
Иннокентий Олегович:
Семиклашки – движение, потому что они проходят задачи про движение с 4-5 класса. Математики у нас коварно стащили эту тему и преподают детям раньше, чем в школе начинается физика.
В восьмом классе мы традиционно проходим две глобальные темы – тепловые явления и постоянный ток. И обе даются детям достаточно легко.
Физика – это больше заучивание или понимание?
Иннокентий Олегович:
Смотря какая цель. Если нужно только сдать экзамен, то можно все заучить. Не совсем понятно, правда, зачем это надо. Но, допустим, человек хочет стать летчиком, а для этого надо сдать физику. Но если ты видишь себя и свою деятельность в области физики, то без понимания никуда.
Татьяна Владимировна:
Для учеников непрофильных классов физика часто сводится к тому, чтобы заучить формулы и подставить цифры. Соответственно, дети пытаются вывезти этот предмет на зубрежке. И получают боль и страдания. Поэтому важно простроить у себя в голове логические связи и понимание, что формулы – это не набор закорючек. Я говорю ученикам, что мы будем учиться переводить с русского языка на математический. Потому что любую формулу можно описать предложением, которое рассказывает, что творится в мире.
Конечно, есть вещи, которые надо просто знать. Те же самые формулы не будешь выводить каждый раз. Но у тебя должна быть возможность вывести что-то забытое самостоятельно.
Есть ли у вас какой-то лайфхак в запоминании законов, формул, который вы даете детям в ЕГЭбурге?
Татьяна Владимировна:
Явных лайфхаков нет. Иногда пользуюсь мнемоникой.
Иннокентий Олегович:
Первое, что приходит на ум - когда я рассказываю о законе Ома, то рисую картинку, как Винни-Пух застрял у Кролика в норе. Винни-Пух – это сила тока, нора – это сопротивление, а вытягивающие Пуха Кролик и Пятачок – это напряжение. Рисую я отвратительно, детям весело, и они лучше запоминают.
Вы чему-то учитесь у своих учеников?
Татьяна Владимировна:
Конечно! Дети постоянно озадачивают чем-то интересным. Иногда задают настолько сложные вопросы, что я прихожу в учительскую и говорю: «Коллеги, что здесь происходит?» - и мы всю перемену обсуждаем подкинутую ребенком задачу.
Можно ли в физике сегодня открыть что-то новое?
Иннокентий Олегович:
Конечно! Над этим идут постоянные работы. Сейчас мы подошли к границам теории относительности. Ученые ищут новые теории и разрабатывают их подтверждение. Есть разделы физики, которые однозначно завершены, и там все хорошо работает. Например, статистическая физика. А есть те, где мы еще не все понимаем. Элементарно: еще недавно не было синих светодиодов. Сейчас работают над квантовым компьютером. Физика на месте не стоит.
Как сделать физику популярной у детей?
Иннокентий Олегович:
Во-первых, нужны молодые учителя. Сейчас в школах дефицит физики, преподают ее разные учителя понемногу, никакой системы, дети приходят к выводу, что это не предмет, а ерунда.
Во-вторых, нужно качественное оборудование для лабораторных работ и больше часов под них. Надо, чтобы у детей была практика, чтобы ребенок, проводя опыт, весь облился водой и залил все вокруг, чтобы вытирал ее потом десять тысяч лет и думал: «Ух ты, я занимаюсь физикой! Весь в воде, но как это прикольно!»
Я вижу огромную пользу от компьютерных симуляторов по физике. Дети и так всегда в телефонах. Они могли бы собирать схемы или делать еще что-то похожее. И домашку можно было бы задавать в формате тех же игр.