Сценарии «плохого учителя»
Педагог и ребенок не находят общего языка
Причина первоначальных разногласий может быть любой. Учителя старой закалки возмутили расслабленный внешний вид или свободное поведение ученика. Либо ученик счел педагога смешным или нелепым и не стал замалчивать свое мнение. Такой конфликт может зайти очень далеко, если его вовремя не разрешить силами родителей и администрации. Например, особенно злопамятный учитель начнет вовлекать в травлю еще и своих коллег, сформировав у них негативное мнение об ученике. Либо ученик с лидерскими качествами устроит партизанское восстание против учителя силами отдельно взятого класса.
Учитель груб с детьми
К сожалению, такие экстремальные случаи происходят до сих пор. Громогласная манера подачи материала, пренебрежительные замечания могут отбить всякое желание учиться, причем у кого угодно независимо от возраста. У тех детей, которые выросли в любящих семьях и имеют чувство собственного достоинства, крик и обесценивание вызывают закономерный протест. А более робкие ученики могут просто от ужаса перестать отвечать на уроках и при появлении «любимого» наставника стараются слиться со стенами.
Педагог не в состоянии заинтересовать детей
Учитель может быть очень добрым человеком и отличным знатоком своего предмета. Но при этом плохо ориентироваться в детской психологии. И вот он открывает рот и начинает тихо и монотонно повествовать о походах князя Олега или древнегреческих мифах. Не меняя голоса и не прерываясь на взаимодействие с детьми. Внимание основной аудитории оратор потеряет минут через пять. Чуть дольше продержатся честолюбивые отличники, но и они быстро устанут. Такие уроки превращаются для детей буквально в пытку, школьники их с удовольствием прогуливают, не делают домашних заданий и вообще всячески выражают нежелание заниматься. При этом учитель действительно прекрасно знает материал. Но, как ни крути, почти до выпускных классов дети нуждаются в дополнительной мотивации для учебы.
Новый учитель не похож на привычного
Ситуация больше характерна для младшеклассников, но случается со школьниками более старшего возраста. У детей была любимая учительница. По каким-то причинам ей пришлось уйти из школы. И на ее место приходит другая. Со своими методами преподавания, своим взглядом на учеников и отношения в классе. Даже тембр голоса у нее не такой, как у прежней учительницы! И дети – иногда несколько человек, иногда весь класс – начинают ее не любить. И что бы учительница ни сделала, все будет работать против нее. А если она еще и более требовательна, чем предыдущая, то рискует заслужить крайне негативное отношение. В ответ на каждую плохую оценку дети будут жаловаться родителям, создавая педагогу имидж «бабы Яги». В этой ситуации никто не плохой. Просто работают психологические факторы. Дети открыты новому в плане познания мира, но очень консервативны в привязанности к людям. Все решается только терпением, ожиданием и постепенной взаимной притиркой. В большинстве случаев ученики постепенно свыкаются с заменой.
Учитель не нравится по личным мотивам
Небольшой процент случаев остается на иррациональную антипатию ребенка к педагогу. Триггером может стать все, что угодно: голос, запах, манера одеваться. Примерим ситуацию на себя. Ведь и нам в обыденной жизни нравятся далеко не все окружающие. А школа такая же важная часть жизни со своими сложными отношениями. И ребенок не обязан любить всех, кто оказался с ним в одних стенах.
По каким бы причинам учитель ни стал «плохим», результат один – ребенок начинает отставать по предмету. Иногда намеренно, иногда в подсознательном протесте, а иногда просто от страха. Если ситуация благополучно разрешилась, отставание может быть временным. Но в условиях сегодняшней насыщенной учебной программы даже кратковременное падение может иметь тяжелые последствия. И лучше обнаружить это и забить тревогу, пока пробелы в знаниях не стали фатальными.
Выход в этом случае – давать ребенку дополнительные знания по предмету и заполнять пробелы в учебе. И делать это не с учителем, который уже успел зарекомендовать себя в глазах ребенка не с лучшей стороны. Остается найти в высшей степени компетентного преподавателя, под руководством которого ребенок сможет догнать и даже перегнать школьную программу. К слову, чем лучше ученик знает предмет, тем меньше у нелюбимого учителя останется поводов для придирок.
Почему «в высшей степени»? Потому что на плечи преподавателя ляжет двойная нагрузка: ему придется не только пройти с ребенком запущенные темы, но и заново пробудить в ученике интерес к предмету. Может так случиться, что под руководством хорошего преподавателя ненавистная ботаника превратится в интерес всей жизни!
В «ЕГЭбурге» пробелы в знаниях помогают восполнить педагоги направления «Школа плюс». Они с огромным уважением относятся к детям и знают тысячи способов заинтересовать их предметом. Пообщаться с нашими педагогами можно на днях открытых дверей. Запись по ссылке: egeburg.ru/open_days