Важно знать каждому

Как психологические особенности подростка сказываются на учебе?

Бесспорно, подростковый период – очень тяжелый и для самого ребенка, и часто для окружающих. С одной стороны, у растущего человека формируется абстрактно-понятийное мышление, развивается интеллект. Казалось бы, почему не учиться с успехом?

С другой стороны, у ребенка начинается сепарация от родителей, болезненная для обеих сторон. Рвутся крепкие связи с семьей и образуются новые – с обществом. Подросток становится болезненно зависимым от мнения друзей, недругов и вообще всех, кому придает значимость. Он постоянно сравнивает себя с ровесниками и отчаянно стремится убедиться в своей нормальности. То есть в своем соответствии критериям «нормы», принятым в его кругу.

Все эти переживания не могут не сказаться на учебном процессе. И не только они.



Почему подростку сложно учиться?


  • Слабая мотивация
У ребенка в подростковом возрасте появляется множество занятий, которые кажутся ему более важными, чем учеба. Та мотивация, что действовала раньше («стараться получать пятерки – это хорошо и правильно»), больше не помогает, а новая из ниоткуда не появится.

  • Еще не сформированные понятийные процессы

Подростку иногда очень трудно понимать новый материал. Он начинает компенсировать отсутствие понимания механическим заучиванием, потом быстро все забывает и неизбежно «скатывается».

  • Нестабильный эмоциональный фон

В этом возрасте не ребенок владеет эмоциями, а они им. Он не может внятно сформулировать, какие чувства испытывает, не способен справиться со своими тревогами. А потому просто не способен сконцентрироваться на уроках, грубит преподавателям и совершает разные странные поступки во время уроков. Что, конечно, не вызывает у учителей восторга.

  • Взаимодействие с коллективом
Тяжелый случай – когда ребенка травят в школе. Но и без буллинга в компании ровесников есть чему отвлечь от занятий. Общение в подростковом возрасте значит намного больше, чем уроки.

  • Неблагополучная семейная обстановка
Подростки гораздо больше понимают во взаимоотношениях родителей, чем кажется. Поэтому очень обостренно воспринимают их ссоры. Ребенок может и не демонстрировать свою тревогу из-за родительских неурядиц, но она неизбежно отразится на успеваемости. Да и взаимодействие родителей с ребенком выстраивается по-новому. Неизбежны недопонимания, ссоры, крики, взаимные упреки и разочарования. И все это также сказывается на учебе. Подросток даже может начать заваливать контрольные работы назло не понимающим его родителям.



Как можно помочь ребенку в этот непростой период?


Самое главное - запастись терпением и любовью. И действовать уже с этой установкой.

  • Хвалить за все успехи
Подростковый период – время постоянного неверия в свои ;силы. Слова одобрения от близких очень важны, даже если ребенок этого не показывает.

  • Найти новую мотивацию
Здесь придется проявить творческий подход. Рассказывать прописные истины про успешность отличников и тяжелую жизнь двоечников уже бесполезно. Можно показать на своем примере, как важно образование для того, чтобы заниматься интересным и любимым делом. Или пойти от противного – продемонстрировать все недостатки неквалифицированного труда. А можно поискать преподавателя, который буквально горит своим предметом. Влияние яркой личности в подростковом возрасте очень сильно, и на занятиях с харизматичным педагогом у подростка нет шансов избежать погружения в предмет.

  • Обнаружить и развить талант

Вместе с ребенком попробовать разобраться, что ему нравится. И предложить записаться во все кружки по его интересам. Рано или поздно удастся «нащупать» то занятие, что может стать для подростка главной целью жизни. А уж возможность связать интерес с учебой есть всегда.

  • Помочь не отстать по программе. А в случае отставания – нагнать
В возрасте, когда стремление быть не хуже других приобретает первостепенное значение, отставание от сверстников очень болезненно сказывается на самолюбии ребенка. И важно, чтобы ощущение себя отстающим не стало фатальным. Конечно, родители не обязаны сами помнить все законы физики и правила синтаксиса. Как и быть великими педагогами. Поэтому совсем не обязательно проходить программу заново вместе, то и дело раздражаясь и передавая ребенку свой негатив. Лучше прибегнуть к помощи профессионала. Конечно, можно обратиться за помощью к учителю, который ведет предмет в школе. Но тут могут возникнуть дополнительные сложности. Во-первых, у учителей очень мало времени и нет возможности уделять много внимания каждому отстающему ученику. Во-вторых, ребенок, скорее всего, просто не сможет заниматься с привычным школьным преподавателем. И для этого им не обязательно находиться в конфликте. Просто занятия с этим учителем могут прочно ассоциироваться у ребенка с собственными школьными неудачами. Раз не успевал раньше, то и теперь ничего не изменится – примерно такое ощущение будет возникать у него каждый раз при виде знакомого педагога.

Какой же выход? Заниматься у другого преподавателя-предметника! Причем желательно такого, кто будет не только помогать в освоении школьной программы, но и поможет погрузиться в учебу на более углубленном уровне.

Такие преподаватели работают в «ЕГЭбурге» на направлении Школа+. Познакомиться с ними можно на днях открытых дверей. Гостей мы принимаем по записи: egeburg.ru/open_days
Школа+ 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс