Одно из самых увлекательных направлений в ЕГЭбурге –олимпиадная биология. Сотрудники ЕГЭбурга нет-нет да и заглядывают в аудиторию, где наши ученики познают чудеса растительного мира. И сегодня мы слегка приоткрываем завесу тайны. Читайте интервью с преподавателем олимпиадной биологии Александром Максимовичем Байером.
Будущее ботаники за теоретиками или за практиками?
Очень хороший вопрос. Философский. Я считаю, что ботаника за теми и другими. Надо уметь в образовательный процесс внедрять практику. Например, выходы в лес с преподавателем, где будут определять растения, где будет показываться многообразие природы. Но это сложно. А практикам, как правило, не очень интересна теория. Они любят смотреть, трогать, изучать. Поэтому тут либо добавлять им теории, либо внедрять практические занятия. Мы идем по второму пути, стараемся как минимум.
Нравится ли вам открывать глаза детей на мир? Например, на занятии вы сказали, что для биологов овощей нет.
Да, конечно. Больше скажу: я это делаю не только с детьми, но и с друзьями. Рассказываю им про плоды, открываю, что грецкий орех не орех, и многое другое. Люблю такие факты рассказывать. Интересно, когда тебя слушают.
Как побеждать на олимпиаде по биологии: заучить или понимать?
И то, и другое. Биология часто теоретизирована. Очень многое просто нужно знать. Учить, конечно, надо, от этого никуда не денешься. Но при этом есть такие темы (олимпиады это, кстати, очень часто показывают), в которых общая эрудиция и понимание всех процессов спасают и помогают ответить на вопрос, который невозможно заучить. Это может быть вымышленный эксперимент, в котором ты должен разобраться. И если ты не понимаешь, то заучить не получиться. Для того, чтобы успешно выступать на олимпиадах, надо и заучить, и понимать. Но понимание для меня немного важнее, потому что оно формирует интерес и мотивацию. И за пониманием очень часто следует заучивание. Поэтому мы стараемся больше работать через понимание, чем через заучивание.
Почему ваш выбор - не зоология или анатомия, а ботаника?
Во многом потому, что мой преподаватель и коллега Александр Анатольевич Ибатуллин - ботаник. После его занятий ботаника просто в сердце. Анатомия – это интересно, но она про один вид. А ботаника – про бесконечное разнообразие. Но мне на самом деле нравятся все направления биологии, потому что я их так или иначе знаю.
Почему дети не любят ботанику, и что с этим делать?
Во-первых, сами преподаватели часто не испытывают особого интереса к ботанике. По разным причинам. Может быть, им ее рассказывал человек без интереса. И получается нелюбовь из поколения в поколение. Для того, чтобы преподавать эту науку интересно, нужно ее понимать. Работать с визуалом, с материалом. Но такой подход сложно внедрить в образовательный процесс по разным причинам. И очень часто преподаватели просто читают лекции, что не вызывает интереса. Конечно, животных проще любить. Они живые, прыгают, бегают, пушистые, а растения – так, «ботва». Но это смотря как преподнести и подать. Если отвечать на ваш второй вопрос, что мы пытаемся с этим делать, то мы внедряем практические элементы в уроки, иллюстрируем теорию, показываем, что ботаника – это красиво и интересно. Меняем привычную парадигму.
Мы в полном восторге от ваших занятий! Как вам удается быть на одной волне с ребятами и доносить простым языком такие сложные для ребенка понятия?
У меня сформировался свой стиль преподавания: я не строгий учитель. Я понимаю, что у моих учеников такой возраст, когда баловства не избежать. Лучше перевести все в шутку, как-то переиграть и вернуть детей в нужное русло на занятии, чем создавать негативную атмосферу и отнимать время на разнос.
Биолог - это работа или образ жизни?
Это такая работа, которая становится частью жизни, если углубляться в нее и развиваться в ней. Биологи по-другому смотрят на мир и природные процессы. Происходит профдеформация, и всё, что нас окружает, приобретает совсем другие краски. Поэтому это образ жизни.
В чем вы видите свою цель, результат своих занятий?
Вообще мы стремимся в первую очередь замотивировать детей заниматься биологией, в частности ботаникой. Потому что очень важно начинать в этом возрасте прививать любовь к биологии. Конечно, мы хотим выращивать олимпиадников. Но в первую очередь мне важно замотивировать детей и показать, что биология бывает очень интересной.
Вы ведете занятия вдвоем с Александром Анатольевичем Ибатуллиным. Как вам работается в связке?
Вообще у нас разные подходы в преподавании, но это не минус, а плюс, потому что мы дополняем друг друга. Александр Анатольевич построже, и он рассказывает много, ярко, интересно. Проходит 5 минут от урока, а тебе уже показали и рассказали объемную картину. И ты сидишь, думаешь: вау, не знаю, что это было, но это было круто. А я более методичный, люблю все разбирать поэтапно. Александр Анатольевич решает проблему мотивации детей, умеет их заинтересовать, зацепить. Он может привести множество фактов и длительное время вести монолог. А у меня стиль преподавания позволяет структурировать информацию. Поэтому мы хорошо дополняем друг друга.
Кем мечтали стать в детстве?
Космонавтом.
Хотели бы побывать на другой планете, если это было бы возможным?
Если бы было можно вернуться, то, конечно, полетел бы.
Не хотите ли открыть новый вид растений, животных, или, может быть, создать свой гибрид?
Это, конечно, интересно - экспедиции, эксперименты. Обычно в тропиках что-то такое находят. Но сейчас меня больше влечет педагогика, и я бы хотел развиваться в этом ключе. Мне очень интересна наука, но я себя порой специально ограничиваю: давай лучше почитаем, разработаем методическое пособие.
К какой теории о происхождении человека вы склоняетесь?
Верю в современную теорию эволюции, конечно же.
А какое у вас любимое растение?
Иглица. Для меня это растение, показывающее всё разнообразие, уникальность, необычность всего царства растений. Вы видите зеленый листок, и из него вырастает цветок, а он находится в пазухе маленького «настоящего листочка», а потом формируется красная ягодка. И вся иглица состоит вот из этих листьев, которые на самом деле боковые ветки.
Что скажете о самом загадочном царстве: ГРИБАХ?
Если говорить про современную систематику, то уже такого царства нет. Сейчас выделяют порядка 27 царств различных и 7 надцарств, и вот к ним относятся разные виды грибов. Грибы очень интересные создания, они как будто с другой планеты. Они чем-то похожи на растения, кстати, такие же многообразные. Собственно, у меня диплом связан частично с грибами. Грибы - шикарные организмы.
Вопрос от педагога детям!
Что делает вас счастливыми? Считаю это очень важным вопросом, на который стоит найти ответ как можно раньше)
Будущее ботаники за теоретиками или за практиками?
Очень хороший вопрос. Философский. Я считаю, что ботаника за теми и другими. Надо уметь в образовательный процесс внедрять практику. Например, выходы в лес с преподавателем, где будут определять растения, где будет показываться многообразие природы. Но это сложно. А практикам, как правило, не очень интересна теория. Они любят смотреть, трогать, изучать. Поэтому тут либо добавлять им теории, либо внедрять практические занятия. Мы идем по второму пути, стараемся как минимум.
Нравится ли вам открывать глаза детей на мир? Например, на занятии вы сказали, что для биологов овощей нет.
Да, конечно. Больше скажу: я это делаю не только с детьми, но и с друзьями. Рассказываю им про плоды, открываю, что грецкий орех не орех, и многое другое. Люблю такие факты рассказывать. Интересно, когда тебя слушают.
Как побеждать на олимпиаде по биологии: заучить или понимать?
И то, и другое. Биология часто теоретизирована. Очень многое просто нужно знать. Учить, конечно, надо, от этого никуда не денешься. Но при этом есть такие темы (олимпиады это, кстати, очень часто показывают), в которых общая эрудиция и понимание всех процессов спасают и помогают ответить на вопрос, который невозможно заучить. Это может быть вымышленный эксперимент, в котором ты должен разобраться. И если ты не понимаешь, то заучить не получиться. Для того, чтобы успешно выступать на олимпиадах, надо и заучить, и понимать. Но понимание для меня немного важнее, потому что оно формирует интерес и мотивацию. И за пониманием очень часто следует заучивание. Поэтому мы стараемся больше работать через понимание, чем через заучивание.
Почему ваш выбор - не зоология или анатомия, а ботаника?
Во многом потому, что мой преподаватель и коллега Александр Анатольевич Ибатуллин - ботаник. После его занятий ботаника просто в сердце. Анатомия – это интересно, но она про один вид. А ботаника – про бесконечное разнообразие. Но мне на самом деле нравятся все направления биологии, потому что я их так или иначе знаю.
Почему дети не любят ботанику, и что с этим делать?
Во-первых, сами преподаватели часто не испытывают особого интереса к ботанике. По разным причинам. Может быть, им ее рассказывал человек без интереса. И получается нелюбовь из поколения в поколение. Для того, чтобы преподавать эту науку интересно, нужно ее понимать. Работать с визуалом, с материалом. Но такой подход сложно внедрить в образовательный процесс по разным причинам. И очень часто преподаватели просто читают лекции, что не вызывает интереса. Конечно, животных проще любить. Они живые, прыгают, бегают, пушистые, а растения – так, «ботва». Но это смотря как преподнести и подать. Если отвечать на ваш второй вопрос, что мы пытаемся с этим делать, то мы внедряем практические элементы в уроки, иллюстрируем теорию, показываем, что ботаника – это красиво и интересно. Меняем привычную парадигму.
Мы в полном восторге от ваших занятий! Как вам удается быть на одной волне с ребятами и доносить простым языком такие сложные для ребенка понятия?
У меня сформировался свой стиль преподавания: я не строгий учитель. Я понимаю, что у моих учеников такой возраст, когда баловства не избежать. Лучше перевести все в шутку, как-то переиграть и вернуть детей в нужное русло на занятии, чем создавать негативную атмосферу и отнимать время на разнос.
Биолог - это работа или образ жизни?
Это такая работа, которая становится частью жизни, если углубляться в нее и развиваться в ней. Биологи по-другому смотрят на мир и природные процессы. Происходит профдеформация, и всё, что нас окружает, приобретает совсем другие краски. Поэтому это образ жизни.
В чем вы видите свою цель, результат своих занятий?
Вообще мы стремимся в первую очередь замотивировать детей заниматься биологией, в частности ботаникой. Потому что очень важно начинать в этом возрасте прививать любовь к биологии. Конечно, мы хотим выращивать олимпиадников. Но в первую очередь мне важно замотивировать детей и показать, что биология бывает очень интересной.
Вы ведете занятия вдвоем с Александром Анатольевичем Ибатуллиным. Как вам работается в связке?
Вообще у нас разные подходы в преподавании, но это не минус, а плюс, потому что мы дополняем друг друга. Александр Анатольевич построже, и он рассказывает много, ярко, интересно. Проходит 5 минут от урока, а тебе уже показали и рассказали объемную картину. И ты сидишь, думаешь: вау, не знаю, что это было, но это было круто. А я более методичный, люблю все разбирать поэтапно. Александр Анатольевич решает проблему мотивации детей, умеет их заинтересовать, зацепить. Он может привести множество фактов и длительное время вести монолог. А у меня стиль преподавания позволяет структурировать информацию. Поэтому мы хорошо дополняем друг друга.
Кем мечтали стать в детстве?
Космонавтом.
Хотели бы побывать на другой планете, если это было бы возможным?
Если бы было можно вернуться, то, конечно, полетел бы.
Не хотите ли открыть новый вид растений, животных, или, может быть, создать свой гибрид?
Это, конечно, интересно - экспедиции, эксперименты. Обычно в тропиках что-то такое находят. Но сейчас меня больше влечет педагогика, и я бы хотел развиваться в этом ключе. Мне очень интересна наука, но я себя порой специально ограничиваю: давай лучше почитаем, разработаем методическое пособие.
К какой теории о происхождении человека вы склоняетесь?
Верю в современную теорию эволюции, конечно же.
А какое у вас любимое растение?
Иглица. Для меня это растение, показывающее всё разнообразие, уникальность, необычность всего царства растений. Вы видите зеленый листок, и из него вырастает цветок, а он находится в пазухе маленького «настоящего листочка», а потом формируется красная ягодка. И вся иглица состоит вот из этих листьев, которые на самом деле боковые ветки.
Что скажете о самом загадочном царстве: ГРИБАХ?
Если говорить про современную систематику, то уже такого царства нет. Сейчас выделяют порядка 27 царств различных и 7 надцарств, и вот к ним относятся разные виды грибов. Грибы очень интересные создания, они как будто с другой планеты. Они чем-то похожи на растения, кстати, такие же многообразные. Собственно, у меня диплом связан частично с грибами. Грибы - шикарные организмы.
Вопрос от педагога детям!
Что делает вас счастливыми? Считаю это очень важным вопросом, на который стоит найти ответ как можно раньше)