Важно знать каждому

Запрещены на ОГЭ и ЕГЭ

Например, в сочинении по русскому языку больше нельзя ссылаться на мангу, аниме, комиксы и видеоигры.
Манга, графические романы и особенно игры сегодня так популярны, что все больше учеников предпочитают их классической литературе. Даже когда подбирают аргументы на ОГЭ или ЕГЭ.
Однако больше так делать не получится. В 2025 учебном году на ОГЭ и ЕГЭ нельзя будет использовать в качестве примеров мангу, аниме, комиксы, видеоигры. То есть, целый пласт культуры, которым увлекаются подростки. Понятно, что этот запрет вызывает протест у выпускников.
С другой стороны, в запрете есть свой резон. Представьте сами: ученик приводит в подтверждение своей позиции поступки персонажа из 48 части манги. А мотивация персонажа, которая привела его к этим поступкам, выстраивалась с первой страницы первого тома. Неужели бедный эксперт будет вынужден читать 48 томов, продираясь через непонятные имена и локации, чтобы согласиться или не согласиться с учеником?
К тому же, как отмечают литературоведы, графические романы, аниме и манга зачастую вторичны: заимствуют мысли и темы, которые были раскрыты авторами более серьезных произведений. В итоге дети просто не знают первоисточников. Зачем, если можно ограничиться легким и поверхностным прочтением?
Словом, новый запрет – тема, явно приглашающая к дискуссиям. Мы решили побеседовать с преподавателями русского языка в ЕГЭбурге. Каждый год занимаясь подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, они первыми реагируют на все изменения. И вот что нам ответили:
Юлия Владимировна Сахновская: Я не вижу в этом никакой проблемы, в моих группах примеры из подобной литературы приводили 1-2 ученика, остальные следовали моим рекомендациям.
Я не сторонник каких-либо запретов, но сама подобную литературу не читаю, как и многие преподаватели, проверяющие сочинения. Поэтому всегда убеждала ребят не приводить подобные примеры, чтобы не раздражать проверяющих, хотя и учила, как сделать так, чтобы и такая литература могла стать аргументом.
Екатерина Юрьевна Коробкова: Это нововведение вызвало у меня полную поддержку. И вот почему. История аргументации в сочинениях многоступенчатая. Сначала предполагалось, что человек имеет право приводить в пример только классические произведения русской литературы, пройденные в школе. Потом была сделана серия очень правильных подвижек. Разрешили использовать современную литературу, только достаточно известную, например, отмеченную премиями. Зарубежную литературу: Шекспира, Вальтера Скотта – всю классику. И это было прекрасно и очень правильно. Даже фэнтези. Если мы возьмем Толкиена или «Гарри Поттера» - это книги интересные, яркие и полезные для подростков и детей. Там поднимаются важные вопросы и даются ответы, которые в этом возрасте очень нужны.
Однако такое допущение, как манга, комиксы и сценарии к аниме – это неверный шаг. Уже давно дети не могут освоить крупные произведения: «Войну и мир», «Тихий Дон». Люди с трудом читают даже повесть на 100 страниц. Потому что нет привычки, нет натренированности. А когда человек не читает, его когнитивные функции угасают. Дети, конечно, очень загружены в школе. Одаренные в информатике еще много сидят за компьютером и создают программы. Но я как преподаватель считаю: чтение, устный счет и написание от руки – три кита развития и удержания когнитивных способностей, необходимых любому человеку, тем более, в современном мире.
Разрешение дало школьникам возможность не обращаться к приличным, проверенным временем произведениям вообще. Потому что прочитать комикс или мангу намного проще, чем пьесу, роман или даже повесть. А теперь детям придется читать серьезную литературу. И меня это радует. Не обязательно ведь биться с огромными произведениями. Я предлагаю своим ученикам рассказы. А это Чехов, Шукшин, Распутин, Айтматов.
Константин Александрович Гейн: Мое отношение к этому спокойное: значит, не будем использовать. Но, по правде сказать, среди тех, кто учится у меня, ни разу не было случая, когда ученик ссылается на всё это. В основном, конечно, используют литературный аргумент или эпизод из жизненного опыта. Знаю, что при проверке ежегодных ДКР в формате ЕГЭ мы видим буквально единицы работ, где есть ссылки на комиксы или аниме (графические романы и видеоигры не припоминаю вообще). Но количество таких работ статистически практически незаметно, следовательно, скорректировать педагогическую работу в отношении ребят, прибегающих к такого рода аргументам будет несложно. В общем, ничего страшного не произошло!
Мы знаем, что среди наших читателей есть любители аниме, манги и комиксов. Спешим успокоить вас: никто не отберет у вас право на ваше хобби. Но для подготовки к таким серьезным испытаниям, как экзамены, стоит «экипироваться» серьезной литературой. А еще каждый наш преподаватель разбирается во всех критериях выполнения заданий. С такими опытными педагогами заполучить заветные высокие баллы будет легче.
ЕГЭ ОГЭ 11 класс 9 класс