«Чем раньше, тем лучше!» — воскликнут одни родители.
«Надо дождаться, когда ребенок будет готов», — скажут другие. Интересно, что по-своему правы сторонники обоих подходов.
В профильные классы лучших школ начинают принимать в среднем с восьмого класса. Соответственно, сторонники раннего перехода могут смело готовиться к вступительным экзаменам уже в седьмом. Однако многие предпочитают подождать и не совершать стремительного прыжка. И не без оснований.
В седьмых-восьмых классах на первом месте социальные связи. Кажется, что школьные друзья — на всю жизнь. И разрыв с ними воспринимается как катастрофа. Слова об углубленном изучении, поступлении в хороший вуз не компенсируют для ребенка разлуку с любимой компанией.
С другой стороны, начав осваивать сложную программу вместе с только что сформированным коллективом, ребенок окажется среди равных. В таких условиях ему легче будет свыкнуться с нагрузками, и в старшие классы он войдет уже подготовленным к освоению трудного материала. Да и сама программа в восьмом классе более доступна для освоения. И куда лучше переходить на новый уровень образования постепенно, чем оказаться брошенным в водоворот внезапно перед выпуском.
Девяти- и десятиклассники уже начинают осознавать необходимость образования, задумываются об экзаменах и о своем будущем. Поэтому переходят в профильную школу гораздо более спокойно. Свой выбор они воспринимают не как трагедию, а как шаг в новую успешную жизнь. Поэтому, с точки зрения подростковой психологии, лучше переходить в профильную школу именно в этом возрасте.
Но у старшеклассников чаще возникают трудности в учебе. Они оказываются лицом к лицу сразу со сложнейшей программой. Достаточно сказать, что в одном из лучших лицеев Екатеринбурга у преподавателей есть отдельная задача — адаптация новичков в старших классах к усложненной программе. Потому что дети, пришедшие из обычных школ, на первых уроках впадают в отчаяние от непривычных уровня, объема и подачи материала. Новые одноклассники кажутся им недосягаемыми вундеркиндами, что может пагубно повлиять на самооценку. А после первых экзаменов новички рискуют вылететь.
Конечно, при принятии решения о поступлении на первом месте должны быть особенности конкретного ребенка. Но нельзя забывать ключевой момент: в каждой профильной школе своя политика приема. Например, в одной гимназии очень мало восьмых классов, а значит, жесточайший конкурс. Зато девятых классов существенно больше, и шансы ребенка поступить возрастают. А в десятом число бюджетных мест опять резко уменьшается. Так что оптимальным решением будет постараться проскочить именно в девятый. В другой гимназии на сайте могут указывать среднее количество мест для поступающих, а на практике оно сильно варьируется в зависимости от профиля. И это соотношение еще меняется каждый год. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, необходимо отслеживать все нововведения и держать руку на пульсе.
Так что однозначного ответа на вопрос «когда?», к сожалению, нет. Однако есть рецепт правильного решения. Учитывать интересы, особенности и пожелания ребенка плюс знать побольше об учебных заведениях. И все получится!
Но, в каком бы классе ребенок ни решил поступать в профильный лицей или гимназию, ему необходимо будет подготовиться, поскольку конкурс в такие школы очень жесткий. И лучше заниматься с профессиональным преподавателем. В «ЕГЭбурге» такие преподаватели работают на направлении «Поступление в лучшие школы». Узнать о них больше можно на днях открытых дверей. Запись проводится по ссылке: egeburg.ru/open_days