Когда ребенок начинает показывать способности в той или иной науке, его родители задумываются: а не перевести ли его в профильный класс? Туда, где он будет находиться среди единомышленников и более глубоко изучит интересный ему предмет.
Однако на этом пути всегда есть сомнения. Правильно ли выбрали профиль? Потянет ли ребенок сложную программу? Что делать, если ему будет трудно?
Мы поговорили с нашими преподавателями, которые ведут подготовку к профильным классам, и обсудили с ними некоторые нюансы подготовки и обучения в профильных классах. На наши вопросы отвечают Елена Владиславовна Старченко, Татьяна Владимировна Симонова и Иннокентий Олегович Охотников.
На что обратить внимание при выборе профиля, и как понять, правилен ли выбор?
Елена Владиславовна: Никак не понять, пока не попробуешь. Иногда к нам приходят биологи, которые оказываются химиками. Просто о химии они мало знали. Мы, преподаватели, уже можем увидеть, в ту ли сферу ребенок идет. А как он сам это поймет? Так что обязательно надо пробовать себя, причем в разных областях. Самое главное – нужно идти туда, где получается. Да, надо прокачивать слабые стороны. Но лучше направить свои силы туда, где, как ты чувствуешь, ты приносишь пользу людям.
Татьяна Владимировна: Когда ты выбираешь что-то, чем собираешься заниматься большую часть своей жизни в текущий момент, надо остановиться на том, чем тебе приятно заниматься. Или, по крайней мере, на том, чем тебе не будет заниматься неприятно. Есть случаи, когда на ребенка давят родители: «Иди в IT, это будущее!» - и он себя пересиливает, сидит с этим кодом, который терпеть не может.
Другое дело, когда нравится все: и физика, и математика, и информатика. Тогда, конечно, стоит подумать о том, кем ты хочешь стать, когда вырастешь.
Какие психологические сложности возникают у учеников в профильных классах?
Татьяна Владимировна: Сложности больше не у детей, а у родителей. Ты привыкаешь с начальной школы, что твой ребенок – звездочка. А потом он приходит в профильный класс, где очень сложная программа, к которой надо адаптироваться. И он был отличником, а становится троечником. В этом нет ничего плохого. Если ребенок берет все, что может взять, если он работает на максимум, то какая разница, какие у него оценки? Главное - он делает все, что в его силах. Но родителям бывает трудно с этим смириться.
А что делать детям, которые стараются изо всех сил, но не тянут школьную программу?
Татьяна Владимировна: Зависит от того, насколько каждый конкретный ребенок может тянуться. Не получится ли так, что он через месяц сдуется совсем. Потому что когда ученику дают сильно больше, чем он может взять, то у него два пути: либо приложить очень много сил и все-таки вычленить из всей информации то, что он взять может. Либо сдаться и не брать вообще ничего. Так что если он готов брать все возможное, то может скакнуть дальше и выше.
А если ребенок просто не сможет, устанет, вернется в свою школу – он потеряет время. Очень грустно видеть, когда ребенок очень хочет, но не может. Потому что это не его.
Опять же, надо смотреть на детей в следующем плане: если на ребенка много всего вываливается, а у него нет базы, то ему будет проще, если он эту базу дополучит. Но если ребенок очень хочет, но не в состоянии осмыслить даже базу, то нет толку мучиться. У нас есть дети, которые поступают в десятый класс, им очень сложно, но к 11 они выравниваются.
Но, мне кажется, логическое мышление, умение построить алгоритмы, умение увидеть, из каких частей состоит задача – это некое заложенное умение. Если оно уже в тебе есть, ты можешь его либо не развивать и заниматься плохо, либо развить его. Это как книгу написать. Для этого мало учиться. Все равно изначально должен быть талант.
Многие дети, поступая в профильные классы, говорят, что учеба для них – это боль и страдания. С чем вы это связываете?
Иннокентий Олегович: Ученики в профильных классах кайфуют от физики, понимают, что у них получается все лучше и лучше, но при этом как бы заслуживают для себя право говорить, какую боль испытывают. Потому что изучают очень много материала.
Как мы видим, некоторые трудности в глубинном освоении предметов неизбежны. Главное – не бояться и обязательно пробовать свои силы! А ЕГЭбург поможет детям подготовиться и быть уверенными в своих знаниях. Подробную информацию о направлении «Поступление в лучшие школы» мы рассказываем на наших днях открытых дверей.