В 21 веке, веке высоких технологий и стремительного развития мира с каждым годом появляются новые профессии. Например: этический хакер, специалист по устойчивости, дизайнер по созданию виртуальных персоналий. Не говоря уж о множестве профессий, сформировавшихся на стыке разных сфер. Еще совсем недавно даже представить такое было невозможно! Осталось только разобраться, в каком направлении искать своё призвание. Но у богатого выбора, при всех его плюсах, есть и обратная сторона. Над школьниками нависает огромная тень сомнений. Кем я хочу быть? Какую специальность выбрать? Какая профессия будет актуальна к окончанию вуза? А какие предметы мне нужно сдавать? А смогу ли я к ним подготовиться? Все эти вопросы важны. И ребенок пытается найти ответ на каждый из них, продираясь сквозь дебри бесконечного лабиринта.
В нашем телеграм-канале мы провели небольшой опрос среди подписчиков.
Как мы видим, лидирующие позиции занимают IT-специалист, врач и "другой вариант". В комментариях мы заметили варианты "фотографом", " автором книги" и еще порыв души: "миллиардером"! А кто им не хочет быть? Мы не смогли выбрать множество специальностей и указали те, что первыми пришли на ум. Но что же делать выпускникам? Как не ошибиться в важном выборе?
Кто-то принимает решение: раз мне нравится литература, то я непременно буду её сдавать. Подам документы и на журфак, и на филолога, и на педагога. Кто-то родился в династии врачей и хочет продолжать это дело, выбирает стать хирургом. Кого-то родители настоятельно просят выбрать стабильную, «правильную» профессию. Например, инженер. Но ребенок хочет стать зоологом. Как помочь ребенку принять решение? И есть ли единственно верный путь?
Основатель ЕГЭбурга Андрей Александрович Коновалов (закончил физический факультет и считает студенческие годы самым беззаботным периодом в жизни):
Я уверен: учиться надо только там, где тебе будет интересно. Сегодня мир стремительно меняется, и, пока ты учишься в вузе, может произойти что угодно: появятся новые возможности, разонравится профессия, поменяется обстановка, будут востребованы новые виды деятельности. Поэтому спланировать все на 5-6 лет вперед невозможно. И разменивать прекрасные студенческие годы на непосильный труд, когда тошнит от каждого предмета, наверное, не стоит. А если ты ходишь в вуз своей мечты, с радостью учишься, то у тебя и прогресс будет быстрее. Тебя будут замечать преподаватели, ты начнешь принимать участие в научно-практических конференциях, готовить разные проекты, перед тобой откроются новые горизонты, причем такие, о которых ты даже не мог и подумать. Вот наши квн-щики. Они же пошли учиться на инженерные специальности, а в итоге еще в вузе нашли себя совершенно в другом. Наверное, если бы они заранее планировали быть актерами, то поступали бы в театральный. Поэтому надо понимать, какие предметы тебе интересно изучать, от чего у тебя азарт. А что будет с профессией – не предугадать.
Мы согласны с Андреем Александровичем: очень сложно спрогнозировать, какая профессия будет востребована к окончанию вуза. В условиях постоянных изменений сегодня нужны одни специалисты, а завтра уже нехватка кадров в другой области.
В телеграмме мы задали еще один вопрос:
Исходя из полученных данных, мы видим, что разрыв совсем небольшой: кто-то пользуется первым вариантом, а кто-то вторым. Как же все-таки выбрать специальность из того многообразия, которое предлагает школьникам современный мир? Можно понимать свои интересы, увидеть, какие предметы больше нравится учить и какие легче «заходят». И искать те профессии, где для поступления нужен именно комплекс этих дисциплин. И те вузы и специальности, где их точно преподают. При сегодняшнем изобилии сфер деятельности этот процесс может быть очень увлекательным! А учеба точно будет интересной.
А кому-то ближе другой путь - понять, с какой профессией хочется связать свою жизнь, и в учёбе и подготовке сделать упор на те предметы, которые нужно сдавать для ее освоения. Здесь есть дополнительная сложность: чем раньше сделать выбор, тем лучше. Если ученик в 11 классе решит стать врачом, ему придется сдавать биологию. Но, к сожалению, школьная биология и биология, нужная для поступления - зачастую две совершенно разные дисциплины. И гигантский объем терминов, процессов, задач освоить за год будет очень трудно, если ребенок не учился в специализированном лицее или хотя бы в профильном классе. И важно помнить, что никто не гарантирует востребованность выбранной профессии.
Совсем недавно был в нашей истории период, когда школьники массово рвались в юристы и экономисты. Некоторые вузы, подсуетившись, срочно открывали факультеты, где обучение этим профессиям было только платным. А преподаватели зачастую вели занятия не только в родном университете, а по всему городу. В итоге рынок труда переполнился специалистами с сомнительной компетентностью, и многим, кто считали себя будущим блестящим финансистом или адвокатом по самым интересным делам, пришлось срочно переквалифицироваться.
Сейчас мы наблюдаем массовое стремление школьников поступать на IT-специальности. Иногда ребята даже не думают, нравится ли им эта сфера, интересно ли им будет постоянно «вариться» в ней. Просто им мерещатся будущие зарплаты с огромным количеством нулей. А тем временем стремительно растет востребованность инженеров и других специалистов. И физики вот-вот наступят на пятки программистам и аналитикам.
Что порекомендуют психологи? Как выбрать сферу деятельности?
Поговорили об этом с Коноваловой Ириной Сергеевной (психолог, педагог, специалист по современной психосоматике и многодетная мама):
Что бы я порекомендовала школьникам при выборе сферы деятельности?
Я бы рекомендовала для начала задуматься о том, чем бы они хотели быть окруженными. Мы посвящаем работе достаточно много времени. Чему они готовы посвятить весомую часть жизни? Тут, конечно, можно привести в пример модную фразу: "Занимайся любимым делом, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни". Во-первых, конечно, можно прислушаться к своему ХОЧУ. Но очень часто это ХОЧУ может быть не расслышано. Тогда нужно начать обращать внимание на большие блоки. Готов ли я быть окруженным людьми или же хочу уединения на работе? Я хочу участвовать в активном процессе, или я человек спокойный, и мне нужна сидячая работа? Я люблю разбираться с бумагами или терпеть не могут офисную работу?
Второй момент, который может проявиться. Я не понимаю, что хочу, пусть за меня это кто-то решит. И дети очень часто идут учиться не по своему желанию, а по наставлению родителя или другого авторитетного лица. И очень многие потом сожалеют о потерянном времени и возможностях. Всё-таки стоит, наверное, акцентировать внимание на собственной ответственности за выбор профессии, а не перекладывать свой выбор на другого.
Третий момент. Учиться профессии и быть потом в этой профессии - очень часто не одно и тоже. Бывает, что учиться чему-то интереснее. Или наоборот: учиться достаточно непросто, а в работе открываются новые интересные грани.
Заключительный момент — ребята должны понимать, что они могут в течение жизни передумать, перевыбрать, и такое сплошь и рядом. Да это непросто. Но ограничивая себя сейчас чем-то одним, ребята могут уже волноваться на счет возможного будущего. Переживать, что сделали что-то неправильно или не понимали, чего они хотят на данный момент. За детьми нужно сохранять возможность перевыбора, и они сами должны эту возможность держать в голове.
В любом случае, когда мы выбираем профессию, мы будем реализовывать свои глубинные потребности. Если мы заглянем в глубину и услышим сами себя, то нам действительно будет проще найти органичную для себя деятельность. Мы от себя никогда никуда не убежим, и свои глубинные потребности будем воплощать всю жизнь.
О чем это я говорю? Глубинные потребности: быть нужным, потребность во внимании, признании, любовь к тому, чтобы подавать пример, спасать кого-то, потребность в справедливости. Например, ученик понимает: я хочу внимания, поэтому буду искать такие профессии, где получу внимание.
Мы надеемся, что эта статья сможет помочь вам сделать серьезный выбор в вашей жизни, если вы пока ещё сомневаетесь. Мы не предлагаем окончательно верное решение, но даем пищу для размышлений.