Наши преподаватели знают, что нет рецепта подготовки стобалльников. Но при этом выпускают их каждый год. Кто же так скромен, но неизменно оказывается на высоте?
Мы поздравляем наших уважаемых педагогов. И пользуемся случаем, чтобы задать им несколько вопросов.
Елена Ростиславовна Лаптева - преподаватель ЕГЭбурга по русскому языку
На ваш взгляд, сложными ли оказались задания в этом году?
Они достаточно стандартные. Из предложенных текстов один был по смысловому наполнению буквально чуть проще остальных. Но дети в нем искали подвох, а никакого подвоха не было.
Каждый год в ваших группах стабильно есть стобалльники. Открыли ли вы рецепт подготовки на 100 баллов?
Я уверена, что ребенок в первую очередь может помочь себе сам. Если у него есть мотивация. Если он четко исполняет задания, которые дает ему преподаватель. Если он отрабатывает все задания, не упуская мелочей. Тогда он станет стобалльником. Ну и никто не отменял дополнительные моменты. Важно, чтобы ребенок не растерялся на экзамене, чтобы не запаниковал при виде текста, чтобы спокойно и внимательно прочитал все задания. Словом – чтобы все сошлось.
Мы учим всех детей одинаково, у нас нет тайн. Мы прорабатываем все сложности, все нюансы. Но на сколько баллов ребенок работает, сколько он возьмет важного для себя – это уже зависит от него. Я могу проговаривать ключевые моменты полгода, но кто-то слышит сразу, а кто-то не запоминает.
Так что нет, печь стобалльников по рецепту, как пирожки, невозможно.
Константин Александрович Гейн - преподаватель ЕГЭбурга по русскому языку
Как помочь ребенку стать стобалльником?
Родителям – только верить в своего ребенка и обеспечивать спокойную и комфортную учебу. Педагогам – ни в коем случае не «накручивать» ситуацию, максимально спокойно и структурированно отвечать на все содержательные вопросы ученика о предмете и об экзамене. Объяснить, что 100 баллов на ЕГЭ – всегда случайность. Закономерный хороший результат – стабильное, демонстрируемое на нескольких диагностических работах, высокое количество баллов – от 90 до 100. И родители, и учителя понимают и могут объяснить экзаменуемому, что экзамен – это всегда немного «лотерея» и задача при подготовке сводится к тому, чтобы железно знать и уметь то, что требуется в каждом задании, знать критерии оценки заданий с развернутым ответом и постоянно тренироваться – поддерживать себя в тонусе. Ну, и конечно, надо все время следить за изменениями в экзамене.
Если говорить действительно о стобалльниках, то прежде всего надо учесть, что наивысший результат на ЕГЭ демонстрируют люди, которые имеют очень хорошую базу знаний по предмету из средней школы (5-9 класс). Конечно, это в бо́льшей степени справедливо для русского языка, о котором я имею лучшее представление, нежели о других предметах. Поэтому задача при подготовке к ЕГЭ у тех, кто претендует на 100 баллов, сводится к тому, чтобы грамотно и в соответствии с актуальной версией экзаменационных вариантов структурировать материал. Этим мы и занимаемся в 10-11 классах.
Как вы оцениваете задания для ЕГЭ про русскому в этом году? Насколько они сложнее или проще прошлых?
Наверное, некорректно с моей стороны давать оценку составленным профессионалами высочайшей квалификации КИМам, поэтому оценю только сложность экзамена. Действительно, в этом году экзамен был несколько сложнее, чем в прошлом, прежде всего, за счет усложнений заданий и изменения их формата в тестовой части. Появилось задание, не представленное в прошлых версиях экзамена (задание №3 – стилистический анализ текста); некоторые задания изменили формат: теперь там, где раньше был выбор одного верного ответа из ряда альтернатив, предлагается выбрать несколько. Я думаю, что ФИПИ продолжит изменение тестовой части по русскому языку именно в этом. Еще ни разу с момента создания ЕГЭ по русскому языку не упрощался. Впрочем, поживем – увидим!
Чего бы Вы пожелали детям, которые пойдут в 11-й класс?
Во-первых, хорошенько отдохнуть летом: 11-й класс будет очень насыщенным с точки зрения учебной программы и программы подготовки к экзаменам, их придется совмещать, так что нагрузки будут большими.
Во-вторых, не думать о плохом: о возможных неудачах на экзаменах, об ограниченном выборе специальностей в вузах, о мечтах, которые могут не сбыться…
В-третьих, четко сформулировать цели на предстоящий учебный год, определить круг интересующих вас предметов, понять, что нужно для того, чтобы цели были достигнуты. Может быть, нужно оглянуться вокруг и определиться не только с экзаменами и подготовкой к ним, но и с олимпиадами, творческими конкурсами, конференциями, спортивными соревнованиями.
В-четвертых, наконец, не переживать раньше времени. Помните, что у страха глаза велики и что глаза боятся – а руки делают!