В 2023-24 учебном году ученики при подготовке к экзаменам отдали предпочтение определенным предметам. По статистике, в тройку лидеров вошло обществознание, традиционно главенствующее среди предметов по выбору. Информатика, значительно улучшившая свои позиции за два-три года. И биология, которая раньше чуть-чуть не дотягивала до «бронзы», а в этом году все же ворвалась в топ-3.
Мы поговорили с нашими преподавателями, которые ведут именно эти предметы. И выяснили, что они думают о выборе учеников, какие подводные камни ждут тех, кто решил сдавать эти предметы и немного – какие перспективы есть в отраслях, где они понадобятся.
Информационные технологии стремительно развиваются в современном мире и привлекают к себе с каждым годом все больше людей. Мы уже не представляем себе жизнь без смартфонов, компьютеров, нейросетей и многого другого. На сайтах вузов появляются всё новые и новые специальности в сфере IT-технологий. Ребята охотно выбирают их, потому что хотят не просто ориентироваться в новой реальности, но и управлять ею. Но всегда ли правильны их представления о работе в этой сфере? Руслан Камильевич Латыпов приоткрывает завесу романтизации над трудом IT-специалистов.
Мы поговорили с нашими преподавателями, которые ведут именно эти предметы. И выяснили, что они думают о выборе учеников, какие подводные камни ждут тех, кто решил сдавать эти предметы и немного – какие перспективы есть в отраслях, где они понадобятся.
Информационные технологии стремительно развиваются в современном мире и привлекают к себе с каждым годом все больше людей. Мы уже не представляем себе жизнь без смартфонов, компьютеров, нейросетей и многого другого. На сайтах вузов появляются всё новые и новые специальности в сфере IT-технологий. Ребята охотно выбирают их, потому что хотят не просто ориентироваться в новой реальности, но и управлять ею. Но всегда ли правильны их представления о работе в этой сфере? Руслан Камильевич Латыпов приоткрывает завесу романтизации над трудом IT-специалистов.
Информатика стабильно попадает в тройку самых популярных предметов для сдачи ЕГЭ. Почему так много детей выбирают ее?
Потому что не знают физику. У них обманчивое впечатление, что информатику сдавать легче.
Большинство детей идут на информатику по велению сердца или потому, что родители отправляют в перспективную сферу?
По велению родителей примерно 10 процентов. Столько же по собственному желанию. Остальные слабо представляют, чем хотят заниматься и планируют ли задержаться в IT-сфере. У меня есть ученики, которые хорошо сдают экзамены, поступают на бюджет, заканчивают университет, а потом уходят в другую деятельность.
Проблема в том, что у учеников часто либо вообще нет представления о работе в этой сфере, либо есть красивая картинка, не имеющая ничего общего с реальностью. Люди слабо представляют, что погружение в информатику, особенно программирование - это работа в одиночестве. Она предполагает особый склад ума. Когда человек не ест и не спит, пока не решит задачу, пока не пофиксит баг. Если нет таких качеств, то лучше не стремиться в эту сферу. Он не преуспеет в ней.
Сейчас сдавать информатику хотят дети с самым разным характером. Есть ли у них опасность забросить предмет потом?
Да, и я говорю некоторым ученикам: не надо тебе идти туда! В большинстве случаев угадываю, к сожалению. Сдать предмет и поступить можно. Вопрос: что делать потом? Я спрашиваю у своих учеников: куда ты хочешь? Задаю наводящие вопросы про новые технологии, про тренды в развитии отрасли. Уже к 15-16 годам надо «вариться» в этой теме – знать не только Google, Microsoft или Apple, но и Broadcom, TSMC или VMware. Если в ответ тишина, у ученика есть высокая вероятность забросить предмет.
Будет ли сохраняться популярность информатики как предмета для сдачи и поступления?
В ближайшие годы, по инерции, да. Пока не наступит перенасыщение рынка труда, и еще большая автоматизация не вытеснит, особенно джуниоров.
Обществознание – незаменимый предмет. Он нужен буквально во всех специальностях, которые соприкасаются с жизнью нашего социума. Поэтому не удивительно, что каждый год его выбирают так много выпускников. Но очень важно, чтобы этот выбор был осознанным. Об этом рассказывает Ирина Валерьевна Шапко.
Потому что не знают физику. У них обманчивое впечатление, что информатику сдавать легче.
Большинство детей идут на информатику по велению сердца или потому, что родители отправляют в перспективную сферу?
По велению родителей примерно 10 процентов. Столько же по собственному желанию. Остальные слабо представляют, чем хотят заниматься и планируют ли задержаться в IT-сфере. У меня есть ученики, которые хорошо сдают экзамены, поступают на бюджет, заканчивают университет, а потом уходят в другую деятельность.
Проблема в том, что у учеников часто либо вообще нет представления о работе в этой сфере, либо есть красивая картинка, не имеющая ничего общего с реальностью. Люди слабо представляют, что погружение в информатику, особенно программирование - это работа в одиночестве. Она предполагает особый склад ума. Когда человек не ест и не спит, пока не решит задачу, пока не пофиксит баг. Если нет таких качеств, то лучше не стремиться в эту сферу. Он не преуспеет в ней.
Сейчас сдавать информатику хотят дети с самым разным характером. Есть ли у них опасность забросить предмет потом?
Да, и я говорю некоторым ученикам: не надо тебе идти туда! В большинстве случаев угадываю, к сожалению. Сдать предмет и поступить можно. Вопрос: что делать потом? Я спрашиваю у своих учеников: куда ты хочешь? Задаю наводящие вопросы про новые технологии, про тренды в развитии отрасли. Уже к 15-16 годам надо «вариться» в этой теме – знать не только Google, Microsoft или Apple, но и Broadcom, TSMC или VMware. Если в ответ тишина, у ученика есть высокая вероятность забросить предмет.
Будет ли сохраняться популярность информатики как предмета для сдачи и поступления?
В ближайшие годы, по инерции, да. Пока не наступит перенасыщение рынка труда, и еще большая автоматизация не вытеснит, особенно джуниоров.
Обществознание – незаменимый предмет. Он нужен буквально во всех специальностях, которые соприкасаются с жизнью нашего социума. Поэтому не удивительно, что каждый год его выбирают так много выпускников. Но очень важно, чтобы этот выбор был осознанным. Об этом рассказывает Ирина Валерьевна Шапко.
Часто ли дети, выбирая обществознание для сдачи экзамена, недооценивают сложность предмета?
Да, конечно, так бывает, но чаще это происходит в 9-м, а не в 11-м классе. К выпускному классу, как мне представляется, выбор становится более осознанным. Хотя остаются дети, выбирающие обществознание «на всякий случай». И они осознают, насколько сложен предмет и велик объем материала, не сразу, а когда начинают готовиться, повторять материал. Как правило, уже в октябре-ноябре они понимают, что обществознание не подходит как «запасной вариант»: этим предметом нужно либо заниматься всерьез, либо не выбирать его в качестве экзаменационного вовсе. Такие решение приходится делать еще и потому, что, как правило, выпускники наряду с обществознанием выбирают и другие, не менее сложные и «объемные» предметы – историю, литературу, иностранный язык. А в сутках, увы, по-прежнему, всего лишь 24 часа.
Правда, есть еще один вариант – сдать экзамен «как получится», «как повезет» - иногда молодые люди принимают и такое решение.
Сохранится ли популярность обществознания как предмета для сдачи ЕГЭ?
Многое зависит от политики вузов и перечня вступительных испытаний. Если сохранится такое распределение предметов, как сейчас, то его будут выбирать около половины учеников. Если вузы переориентируются на другие предметы, то и выбор будет другим, а обществознание будет выбирать меньшая доля выпускников, чем сейчас. Ученики 11 класса достаточно рациональны и прагматичны, чтобы понимать, какой предмет им понадобится для поступления в вуз.
Биология часто кажется обманчиво легкой. В самом деле, мы же примерно понимаем, как функционируем сами и как «работает» окружающая среда. Вдохновившись такими мыслями, ученики берутся за изучение предмета и с ужасом обнаруживают, какой гигантский объем информации им предстоит освоить. Айткали Айбасович Каминов отмечает, что биология – невероятно увлекательный предмет, который всегда вызывает интерес у детей. Но важно адекватно оценить свои силы и сложность изучаемого материала.
Да, конечно, так бывает, но чаще это происходит в 9-м, а не в 11-м классе. К выпускному классу, как мне представляется, выбор становится более осознанным. Хотя остаются дети, выбирающие обществознание «на всякий случай». И они осознают, насколько сложен предмет и велик объем материала, не сразу, а когда начинают готовиться, повторять материал. Как правило, уже в октябре-ноябре они понимают, что обществознание не подходит как «запасной вариант»: этим предметом нужно либо заниматься всерьез, либо не выбирать его в качестве экзаменационного вовсе. Такие решение приходится делать еще и потому, что, как правило, выпускники наряду с обществознанием выбирают и другие, не менее сложные и «объемные» предметы – историю, литературу, иностранный язык. А в сутках, увы, по-прежнему, всего лишь 24 часа.
Правда, есть еще один вариант – сдать экзамен «как получится», «как повезет» - иногда молодые люди принимают и такое решение.
Сохранится ли популярность обществознания как предмета для сдачи ЕГЭ?
Многое зависит от политики вузов и перечня вступительных испытаний. Если сохранится такое распределение предметов, как сейчас, то его будут выбирать около половины учеников. Если вузы переориентируются на другие предметы, то и выбор будет другим, а обществознание будет выбирать меньшая доля выпускников, чем сейчас. Ученики 11 класса достаточно рациональны и прагматичны, чтобы понимать, какой предмет им понадобится для поступления в вуз.
Биология часто кажется обманчиво легкой. В самом деле, мы же примерно понимаем, как функционируем сами и как «работает» окружающая среда. Вдохновившись такими мыслями, ученики берутся за изучение предмета и с ужасом обнаруживают, какой гигантский объем информации им предстоит освоить. Айткали Айбасович Каминов отмечает, что биология – невероятно увлекательный предмет, который всегда вызывает интерес у детей. Но важно адекватно оценить свои силы и сложность изучаемого материала.
Недооценивают ли дети сложность биологии при выборе на ЕГЭ?
Такой факт имеет место быть. Есть случаи, когда ребенок думает, что знает предмет хорошо, а получается все не очень. А когда ребенок занимается и углубляется в материал, он понимает, что это в действительности сложно, и не переоценивает себя. Мне кажется, у каждого педагога процент таких детей свой, и во многом это зависит от того, насколько дети информированы о сложности самого экзамена.
Когда лучше начинать готовиться к ЕГЭ по биологии? С 9 класса?
По-хорошему, к экзамену по биологии надо готовиться с 5 класса. Биология – предмет, который содержит большое количество разделов, и они очень специфичны. Ботаника, зоология, генетика, экология – это огромные самостоятельные разделы, которые входят в одну науку и между собой иногда перекликаются слабо. И ребенок каждый из них изучает заново. В химии, которую сдают в тандеме с биологией, есть некоторая преемственность. И потому, по статистике, химия идет гораздо лучше, чем биология.
Биология – популярный предмет для выбора, но и самый сложный. По нему трудно получить высокий балл. Почему так происходит?
Биология – фактологическая наука. В ней надо очень много учить. Если говорить о популярности, то сложно судить. Возможно, многие хотят пойти в медицину, в психологию, в ветеринарию. То есть, выбирают популярные профессии, связанные с биологией. Это один момент. А второй - опять же иллюзия, что предмет легкий. Есть ложное ощущение: если я знаю, что собака гавкает, а котенок мяукает – я готов.
С чем вы связываете популярность биологии для дачи ЕГЭ?
Не знаю, насколько верно говорить, что с каждым годом биологию сдают все больше. А то, что она находится в тройке-пятерке самых популярных – наверное, потому, что сам предмет интересный, хотя и сложный. И его увлекательность видно уже при первом знакомстве. Кроме того, это практикоориентированный предмет, знания в нем пригодятся в повседневной жизни.
А ваши ученики кем хотят стать?
Я разговариваю с ребятами об этом. Кто-то хочет быть врачом, кто-то – ветеринаром. Кто-то – клиническим психологом. У всех свои варианты.
А есть ли те, кто хочет быть биологом?
Так как я работаю в медицинских классах, ребята в них в большинстве хотят быть в будущем врачами. Редко кто-то хочет целенаправленно стать биологом или учителем биологии.
Мы провели соцопрос среди детей, по какому принципу они выбирали предмет для сдачи (можно было выбрать несколько ответов сразу). Как показывает статистика, большинство учеников ЕГЭбурга выбирали исходя из специальности и/или потому что хорошо знают предмет.
Что ж, такое предпочтение выглядит логичным. Остается только пожелать егэбуржцам успехов в подготовке. Неважно, выбрали вы популярный предмет или нет. Главное - чтобы ваш выбор был осознанным и принес желанные плоды. А если вы еще сомневаетесь - приходите на наши дни открытых дверей и задайте все интересующие вас вопросы нашим спикерам. Они обязательно расскажут, какие предметы и в каком количестве понадобятся вам для поступления в вуз мечты.
Такой факт имеет место быть. Есть случаи, когда ребенок думает, что знает предмет хорошо, а получается все не очень. А когда ребенок занимается и углубляется в материал, он понимает, что это в действительности сложно, и не переоценивает себя. Мне кажется, у каждого педагога процент таких детей свой, и во многом это зависит от того, насколько дети информированы о сложности самого экзамена.
Когда лучше начинать готовиться к ЕГЭ по биологии? С 9 класса?
По-хорошему, к экзамену по биологии надо готовиться с 5 класса. Биология – предмет, который содержит большое количество разделов, и они очень специфичны. Ботаника, зоология, генетика, экология – это огромные самостоятельные разделы, которые входят в одну науку и между собой иногда перекликаются слабо. И ребенок каждый из них изучает заново. В химии, которую сдают в тандеме с биологией, есть некоторая преемственность. И потому, по статистике, химия идет гораздо лучше, чем биология.
Биология – популярный предмет для выбора, но и самый сложный. По нему трудно получить высокий балл. Почему так происходит?
Биология – фактологическая наука. В ней надо очень много учить. Если говорить о популярности, то сложно судить. Возможно, многие хотят пойти в медицину, в психологию, в ветеринарию. То есть, выбирают популярные профессии, связанные с биологией. Это один момент. А второй - опять же иллюзия, что предмет легкий. Есть ложное ощущение: если я знаю, что собака гавкает, а котенок мяукает – я готов.
С чем вы связываете популярность биологии для дачи ЕГЭ?
Не знаю, насколько верно говорить, что с каждым годом биологию сдают все больше. А то, что она находится в тройке-пятерке самых популярных – наверное, потому, что сам предмет интересный, хотя и сложный. И его увлекательность видно уже при первом знакомстве. Кроме того, это практикоориентированный предмет, знания в нем пригодятся в повседневной жизни.
А ваши ученики кем хотят стать?
Я разговариваю с ребятами об этом. Кто-то хочет быть врачом, кто-то – ветеринаром. Кто-то – клиническим психологом. У всех свои варианты.
А есть ли те, кто хочет быть биологом?
Так как я работаю в медицинских классах, ребята в них в большинстве хотят быть в будущем врачами. Редко кто-то хочет целенаправленно стать биологом или учителем биологии.
Мы провели соцопрос среди детей, по какому принципу они выбирали предмет для сдачи (можно было выбрать несколько ответов сразу). Как показывает статистика, большинство учеников ЕГЭбурга выбирали исходя из специальности и/или потому что хорошо знают предмет.
Что ж, такое предпочтение выглядит логичным. Остается только пожелать егэбуржцам успехов в подготовке. Неважно, выбрали вы популярный предмет или нет. Главное - чтобы ваш выбор был осознанным и принес желанные плоды. А если вы еще сомневаетесь - приходите на наши дни открытых дверей и задайте все интересующие вас вопросы нашим спикерам. Они обязательно расскажут, какие предметы и в каком количестве понадобятся вам для поступления в вуз мечты.