Игорь Дмитриевич Бородин давно и эффективно сотрудничает с ЕГЭбургом, но редко появляется в наших соцсетях. В этом году представился прекрасный повод познакомить читателей с учителем физики, лекции которого с восторгом слушают даже завзятые гуманитарии.
В этом году ваш ученик Матвей Чепурной сдал физику на 100 баллов. Это первый ваш стобалльник в ЕГЭбурге?
Именно в ЕГЭбурге да. Высокобалльники есть каждый год, а стобалльник первый.
А как вам группа в целом?
Довольно неровная, но неровность присутствует каждый год. Есть ряд детей, которые очень успешны в школе, видно, что они приходят с хорошей базой по предмету. А есть примеры иной ситуации. И этот разрыв всегда вызывает трудности в обучении. Но я не знаю, изменит ли ситуацию распределение детей по знаниям. Даже если собрать в одну группу всех самых сильных, все равно найдется самый сильный, а кто-то будет послабее. А так у более слабых ребят есть стимул тянуться. В этом преимущество групповой работы.
А в этом году особенностью было то, что группа успешных детей была не очень сильной. И в Матвее я сначала не видел потенциального стобалльника. Он занимался стабильно хорошо, но такой его взлет для меня стал неожиданностью. Он большой молодец! Считаю, что 100 баллов - его заслуга. Видно, что он последние месяцы работал очень напряженно.
Что вас как педагога делает счастливым?
Ответ простой: успех моих учеников! И он не обязательно выражается в высоких баллах. Успех познается в сравнении ребенка с самим собой. С каким уровнем он к нам пришел и как продвинулся, даже не обязательно именно по учебе. Для меня всегда очень радостно видеть такое развитие.
Матвей говорил, что ваши лекции были лучшей частью обучения. Что позволяет вам из года в год с таким внутренним огнем рассказывать свой предмет?
Любовь к предмету. Нравится понимать, что может вызвать у детей затруднение, и помогать им его обойти. Иногда надо переформулировать объяснение или поискать образы к тому, что объясняешь. Потому что, на мой взгляд, физика — это та наука, в которой без образного мышления ничего нельзя понять.
Есть стереотип, что точные науки и гуманитарные очень далеко расходятся. Но преподаватели русского языка говорят нам, что для понимания предмета необходима логика, а вы – что для понимания физики нужна образность. Значит, на ваш взгляд, раздел между гуманитариями и технарями не такой огромный?
Конечно, в разных науках требуются разные грани, способности, но вот такого жесткого императива нет. Физика без математики невозможна. Поэтому если у человека присутствует образное мышление, а логики в арсенале нет, то, конечно, с физикой будет трудно. Это камень преткновения для детей: незнание математики мешает им добиваться успехов в физике.
Что было для вас самым сложным в работе в этом году?
Я думаю, что для меня сложностью всегда является вопрос контроля. Контролировать выполнение домашнего задания, контролировать то, как продвигаются дети по теме от задачи к задаче - это такое слабое звено в моей учительской цепочке!
В этом году ваш ученик Матвей Чепурной сдал физику на 100 баллов. Это первый ваш стобалльник в ЕГЭбурге?
Именно в ЕГЭбурге да. Высокобалльники есть каждый год, а стобалльник первый.
А как вам группа в целом?
Довольно неровная, но неровность присутствует каждый год. Есть ряд детей, которые очень успешны в школе, видно, что они приходят с хорошей базой по предмету. А есть примеры иной ситуации. И этот разрыв всегда вызывает трудности в обучении. Но я не знаю, изменит ли ситуацию распределение детей по знаниям. Даже если собрать в одну группу всех самых сильных, все равно найдется самый сильный, а кто-то будет послабее. А так у более слабых ребят есть стимул тянуться. В этом преимущество групповой работы.
А в этом году особенностью было то, что группа успешных детей была не очень сильной. И в Матвее я сначала не видел потенциального стобалльника. Он занимался стабильно хорошо, но такой его взлет для меня стал неожиданностью. Он большой молодец! Считаю, что 100 баллов - его заслуга. Видно, что он последние месяцы работал очень напряженно.
Что вас как педагога делает счастливым?
Ответ простой: успех моих учеников! И он не обязательно выражается в высоких баллах. Успех познается в сравнении ребенка с самим собой. С каким уровнем он к нам пришел и как продвинулся, даже не обязательно именно по учебе. Для меня всегда очень радостно видеть такое развитие.
Матвей говорил, что ваши лекции были лучшей частью обучения. Что позволяет вам из года в год с таким внутренним огнем рассказывать свой предмет?
Любовь к предмету. Нравится понимать, что может вызвать у детей затруднение, и помогать им его обойти. Иногда надо переформулировать объяснение или поискать образы к тому, что объясняешь. Потому что, на мой взгляд, физика — это та наука, в которой без образного мышления ничего нельзя понять.
Есть стереотип, что точные науки и гуманитарные очень далеко расходятся. Но преподаватели русского языка говорят нам, что для понимания предмета необходима логика, а вы – что для понимания физики нужна образность. Значит, на ваш взгляд, раздел между гуманитариями и технарями не такой огромный?
Конечно, в разных науках требуются разные грани, способности, но вот такого жесткого императива нет. Физика без математики невозможна. Поэтому если у человека присутствует образное мышление, а логики в арсенале нет, то, конечно, с физикой будет трудно. Это камень преткновения для детей: незнание математики мешает им добиваться успехов в физике.
Что было для вас самым сложным в работе в этом году?
Я думаю, что для меня сложностью всегда является вопрос контроля. Контролировать выполнение домашнего задания, контролировать то, как продвигаются дети по теме от задачи к задаче - это такое слабое звено в моей учительской цепочке!