В нашей рубрике «Можно ли» мы рассматриваем связанные с экзаменами вопросы. Иногда ответы на них выглядят очевидными, но в действительности не все так просто.
Сегодня мы решили побеседовать с вами на тему, можно ли сдать экзамен по литературе, прочитав произведения только в кратком содержании.
Конечно, очень хотелось бы, чтобы все, кому для поступления нужна литература, с удовольствием читали и «Войну и мир» (4 тома), и «Тихий Дон» (2 тома), и другие признанные шедевры немаленького объема. Но реальность далека от идиллии, и зачастую ученики от нехватки времени надеются обойтись сведениями об основных сюжетных линиях произведений.
Но чем может обернуться на экзамене такая экономия времени? Оправдан ли сугубо практичный подход к литературе «по верхам», или все-таки стоит погрузиться поглубже?
С интересующим нас вопросом мы обратились к преподавателю литературы в ЕГЭбурге Елене Ростиславовне Лаптевой.
Можно ли сдать экзамен по литературе, ознакомившись только с кратким содержанием произведений?
Это невозможно по целому ряду причин.
- Фактология. Не знаешь подробностей текста - жди неизбежных фактических ошибок в огромном количестве. Это стопроцентное понижение баллов.
- Ответ не может быть глубоким и полным без опоры на текстовый материал. А при прочтении краткого содержания ребенок лишается практической возможности работать с текстом, комментировать его, подтверждать цитатами свои высказывания.
- Если с прозой и драматургией еще как-то можно выкрутиться на посредственный балл, то как быть с поэзией, задания по которой предполагают часто "чтение с листа"? Ведь не все поэтические тексты обозначены в кодификаторе. Ребенок часто уже на экзамене получает текст, который видит впервые. И с этим материалом надо работать. А если ученик способен исключительно пересказывать краткое содержание, то как у него сформируются навыки анализа текста? Тут что-либо вспомнить сложно. Нужно обладать весьма конкретными умениями, особенно в заданиях на сопоставление.
- Теоретические задания. Я всегда говорю детям, что для ответа на элементарный вопрос (как определить поэтический метр, к примеру) нужно знать многое сверх него. Например, понимать, как устроены системы стихосложения. О каком кратком содержании здесь может идти речь?
А мы добавим, что на занятиях Елены Ростиславовны ученики еще больше влюбляются в литературу и сами стремятся прочитать всю классику в полном объеме.